Практически любое изделие, которым человек пользуется в своей повседневной жизни, так или иначе относится к продуктам промышленного дизайна. Создание нового изделия или бытового прибора требует от промышленного дизайнера многосторонней деятельности, связанной с творческой работой над формой, материалом и композицией. На форму и внешний вид промышленного изделия непосредственно влияют такие факторы, как его функциональное назначение, эргономические требования, используемые в производстве технологии и материалы, а также отношения изделия с человеком и окружающей средой. Все это составляет основу методов промышленного дизайна, которыми пользуются специалисты в своей работе.
Свойства и форма промышленного изделия
Любой объект, будь-то микроволновка или автомобиль, обладают характерными свойствами, наиболее важным из которых является функциональное назначение, поскольку именно основная рабочая функция изделия обеспечивает удовлетворение нужд потребителей. Другими свойствами промышленного изделия может быть приятный внешний вид, удобство в транспортировке или надежность. Прежде чем приступить к созданию какого-либо предмета, промышленный дизайнер определиться с перечнем желаемых свойств, удовлетворяющих потребностям потребителя. Именно эти свойства и определяют, в конечном счете, выбор тех или иных методов промышленного дизайна.
Как мы уже отметили, в первую очередь, важно функциональное назначение – от него напрямую зависит форма изделия и отдельных его частей. Например, если дизайнер работает над концептом автомобиля для гоночного чемпионата, то он решает задачу обеспечения максимальной скорости, которая достигается путем придания автомобилю обтекаемых форм. Если же речь идет о создании машины представительского класса, то здесь задача промышленного дизайнера подчинена уже не достижению максимальной скорости, а удобству и комфорту пассажиров, а также созданию презентабельного внешнего вида автомобиля.
Таким образом, особенности функционального назначения диктуют дизайнеру необходимость использования того или иного конструктивного решения и организацию формы машины, которая, естественно, включает в себя не только кузов, но и форму руля или компоновку двигателя. Впрочем, иногда рабочая функция предмета обеспечивает вариативность конструктивного решения и используемых при его изготовлении материалов, чтоблагодаря чему дизайнер может более свободно подходить к выбору формы и конструкции. В частности, современные модели бытовых пылесосов могут иметь самые разнообразные конфигурации корпуса, хотя в них и учитываются особенности их рабочей функции и соответствующие условия эксплуатации.
Чтобы в полной мере понять функциональное назначение изделия, от дизайнера требуется четкое понимание того в каких условиях и для чего это изделие будет эксплуатироваться потребителем. В результате, при создании изделия специалисты необходимо учитывать все его особенности эксплуатации, которые затем воплощаются в эргономических и эстетических качествах предмета, то есть непосредственным образом влияют на размеры и габариты изделия, его общую конструкцию и цветовое решение.
Помимо рабочей функции, на этапе создания изделия дизайнером прорабатываются вопросы, связанные с эргономикой, антропометрией и двигательными возможностями человека, поскольку эти факторы отражаются на потребительских качествах предмета, в частности, на удобстве в эксплуатации. Ведь если какое-либо изделие будет неудобным в работе, тяжелым, излишне шумным или громоздким, то взаимодействовать с таким предметом человеку будет не комфортно.
Особенно это актуально для бытовой техники, например, того же пылесоса. Форма пылесоса выбирается промышленными дизайнерами такой, чтобы обеспечивать удобство его свободного перемещенияво время уборки. Также продумываются такие немаловажные аспекты, как расположение органов управления на корпусе, удобство смены режима щетки, безопасное включение и выключение устройства из сети и другие. Эти сугубо потребительские требования, связанные с обеспечением максимального удобства в использовании того или иного промышленного изделия, напрямую влияют на его формообразование.
При создании дизайна промышленного изделия также учитываются материалы и технологии производства. Что касается используемого материала, то его влияние на форму и внешний вид изделия проявляется, как правило, не напрямую, а через конструкцию. В простых промышленных изделиях конструкция максимально проста и материал обычно используется в монолите. Но в большинстве случаев материал строго подчиняется особенностям создаваемой для конкретного изделия конструкции. Например, при проектировании кресла-качалки промышленный дизайнер стремится к созданию конструкции со свободной пространственной организацией и возможностью быстрого изменения состояния (трансформации из обычного кресла в кресло-качалку).
Существуют различные типы конструкций, которые используются в промышленных изделиях и влияют на их форму и пластику. В частности, выделяют конструкции с открытой (свободной) пространственной организацией. Примером конструкций такого типа является велосипед. Другой тип конструкций – закрытые, когда внешний контур предмета представляет собой монолитную конструкцию в виде своеобразной оболочки (стиральная машина или пылесос).
Однако встречаются и такие промышленные изделия, которые трудно причислить к тому или иному типу пространственной организации, и здесь дизайнеру приходится гораздо сложнее. В любом случае важно, чтобы дизайнер смог выявить в форме основную конструктивную систему изделия. Также в промышленном дизайне действует незыблемое правило – изменение конструкции и используемого при производстве материала должно всегда приводить к изменению самой формы предмета.
Еще на этапе проектирования промышленный дизайнер задумывается над тем, как будет осуществляться производство изделия в дальнейшем, насколько та или другая форма, придаваемая материалу, будет реализована технологически. Очевидно, что различные технологические процессы, применяемые в производстве, по-разному влияют на образование внешней формы изделия. Методы промышленного дизайна требуют, чтобы учитывались вопросы технологии, связанные с трудоемкостью изготовления будущего промышленного изделия, использованием уже изготовленных агрегатов, унификацией отдельных элементов конструкции или возможностью укрупнения элементов изделий.
Достаточно часто возникают ситуации, когда в процессе художественного конструирования дизайнер забывает об особенностях будущего технологического производства. Это, в конечном счете, оборачивается тем, что дизайнерское решение становится просто невозможно воплотить в жизнь и изделие надолго застревает на этапе серийного производства.
Композиция
Помимо объективных факторов, связанных с функциональным назначением предмета, используемыми материалами и технологиями производства, индустриальный дизайнер, конечно, имеет дело со свойствами композиции. Здесь-то и проявляется творческий аспект его работы. Главная задача, которая стоит перед ним, заключаетсяв обеспечении гармоничной целостности формы предмета, которая выражается в единстве формы и содержания, определении правильного характера объемно-пространственной структуры. В данном случае такое единство формы и содержания складывается из трех основных составляющих:
– Основная функция предмета
Как мы уже отмечали, через форму изделия дизайнер раскрывает его функциональное назначение. Раскрытие основной функции объекта может быть очень сложной задачей, когда дизайнеру приходится, например, проектировать такие изделия, как медицинское оборудование или производственные станки. В то же время раскрываемость функции в изделии способствует его высоким эстетическим свойствам и оптимизации всего рабочего процесса. Изделия с запутанной, сложной формой, в которой сложно угадать функциональное назначение, обычно отпугивают человека.
– Особенности эксплуатации
Здесь речь идет о влиянии на форму и внешний вид изделия окружающей обстановки и той конкретной среды, в которой данный предмет будет в дальнейшем эксплуатироваться. Понятно, что в оборудовании, создаваемом для подводной среды или космической станции, как-то должны отразиться эти уникальные условия. То же самое касается и создания предметов, предназначенных для офисов или использования в жилых помещениях.
– Эмоциональность
Выразительность формы объекта определяется некой эмоциональной составляющей, которая отвечает за восприятие образа конкретной категорией потребителей. Например, по своему эмоциональному восприятию формы мужского и женского велосипеда должны быть разными. Женский должен иметь более изящные, легкие формы с характерным цветовым решением нежных или серебристых оттенков. В то время как мужской велосипед выглядит более массивным, он характеризуется четкими, ясными линиями, чтобы тем самым отразить в форме мужественность.
Проектируя то или иное изделие, дизайнер рассматривает его не как случайное сочетание отдельных, независимых друг от друга деталей, а как связный и гармоничный организм. Причем связь между отдельными элементами и деталями изделия должна быть не только функциональной, но и композиционной. Для того, чтобы достичь целостности композиционного решения, необходимособлюсти определенный порядок в построении – что-то должно быть главным, ведущим элементом, а что-то второстепенным и подчиненным этому главному. При этом главный элемент должно располагаться в центре композиции, а все остальные элементы должны отличаться направленностью или тяготением к этому главному, по своему расположению или визуальному смещению.
Таким образом, построение объемно-пространственной структуры и композиции предмета, должно подчиняться определенной логике и исходить из взаимосвязи отдельных элементов. Кроме того, все составляющие промышленного изделия должны характеризоваться единым стилистическим решением, чтобы опять-таки обеспечить целостность композиции. Если эти требования не будут соблюдены, то проектируемое изделие визуально просто распадется на отдельные, ничем не связанные элементы.
Промышленный дизайнер работает с различными средствами композиции, которые хорошо знакомы и являются общими для всех видов художественного творчества. К ним, в частности, относятся:
– Симметричность или асимметричность формы
Симметричным называют такой объект, который состоит из геометрически и физически равных частей, расположенных в определенном порядке относительно друг друга. В живой природе, строго говоря, абсолютной симметрии не существует. Отступления от полной симметрии неизбежны и в промышленном дизайне, поскольку они обусловливаются объективными функциональными и конструктивными требованиями к изделиям. Однако при создании композиционного решения дизайнер все же должен уметь органически увязать асимметричные элементы с общей формой предмета и уравновесить их, чтобы форма, в конечном счете, получилась более целостной и упорядоченной.
Под композиционным равновесием в данном случае понимается состояние формы объекта, при котором наблюдается сбалансированность всех его отдельных элементов. Тут имеет значение и характер материала, и пропорции, ицветовые взаимоотношенияотдельных самостоятельных частей и целого.
– Пропорции
Определение правильного соотношения отдельных частей и предметов между собой служит той базой, на которой строится вся композиция. Как правило, пропорции – это сопоставление вертикальных и горизонтальных элементов в пределах определенной плоскости. В Древней Греции совершенство скульптуры определялось воплощением божественной пропорции. А в эпоху итальянского Возрождения главным эстетическим принципом стало нахождение в предметах искусства и быта так называемой золотой пропорции.
– Статика и динамичность формы
Статичность определяет состояние покоя и устойчивости формы предмета. В то время как односторонне и активно направленную форму принято относить к динамичной. Данное свойство композиции напрямую связано с пропорциями и отношениями отдельных элементов объекта. При визуальном равенстве таких отношений для изделия характерна статичность, а при сильном контрасте элементов, соответственно, динамичность. В форме создаваемого предмета дизайнеру бывает очень важно выразить статичность или динамичность, чтобы обеспечить его наибольшую выразительность и гармонию композиционного решения.
– Масштаб
Важным условием достижения гармоничной композиции является определение правильного масштаба изделия, под которым понимается соразмерность или относительное соответствие формы предмета антропометрическим размерам и размерам окружающей обстановки. В бытовых вещах масштабность определяют те элементы, которые непосредственным образом связаны с размерами человеческого тела. Это, например, размер сиденья или величина различных переключателей и ручек, чтобы ими можно было удобно пользоваться.
– Контрастность
Еще одно средство композиции, используемое при проектировании промышленных изделий – это контраст, то есть выраженная противоположность (крупный – маленький или короткий – длинный). С помощью этого композиционного приема достигается усиление выразительности формы изделия. Причем это может обеспечиваться путем применения различных материалов или способов его обработки. При отсутствии контраста форма предмета зачастую оказывается довольно скучной и неинтересной. В композиции промышленных изделий также широко применяется и цветовой контраст, когда цветом или определенной тональностью выделяются наиболее важные элементы или части предмета.
– Пластика
Создание привлекательной и гармоничной композиции предмета требует работы с пластикой, то есть с объемно-пространственной структурой, в которой дизайнером определяется рельефность, насыщенность тенями и светом. Пластичная форма характеризуется мягкими переходами образующих ее линий. При отсутствии соответствующей пластичности облик изделия может становиться излишне сухим и аскетичным, что отрицательным образом сказывается на его восприятии.
Итак, методы промышленного дизайна основываются на нескольких важных составляющих. Это, в первую очередь, сбор информации об изделии, в том числе о его проектировании и технологиях производства, с дальнейшим определением ключевых функциональных характеристик и требований эргономики. Далее дизайнер работает над формой, учитывая ее соответствие функциональному назначению, используемым материалам и конструкции изделия.
Также принимается в расчет и специфика производственных процессов при изготовлении данного предмета. Наконец, промышленный дизайнер обеспечивает целостность и гармоничность композиции, которая выражается в правильной соразмерности отдельных элементов, пропорциональном соответствии частей и целого, определении единой стилевой направленности, симметрии, контраста и масштабности изделия.