Чаще всего художник Марк Шагал запечатлевал цветы и библейские сцены. Он мечтал о том, чтобы миром правили «дружественность и любовь», и всячески старался приблизить свою мечту.
«Магический универсум»
Шагал известен как единственный на планете живописец, витражами которого расписаны сакральные сооружения всех конфессий. Его приглашали в Париж для декорирования плафона Гранд-Опера. В Америке он работал над панно Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Сотни его картин украшают «Библейское послание» – знаменитый музей в Ницце. Этого мастера с еврейскими корнями, родившегося в Белоруссии, жившего в России, Франции, Германии, США, называют «художником мира».
Он сумел соединить в своем искусстве личное с вечным, древнеиудейские традиции с модернизмом. Его считают одним из основателей сюрреализма и зачинщиков сексуальной революции в живописи. Недаром Андре Бретон определял его творчество как «магический универсум».
«Расплавленный свинец»
Будущий живописец родился в Витебске в 1887 году. Сын грузчика, Марк Шагал с ранних лет бредил словом «художник». Когда 20-летним юношей он приехал в Петербург, его зачислили сразу на III курс школы Общества поощрения художеств. Директором этого заведения, а впоследствии наставником Шагала был Николай Рерих.
Огромное влияние на молодое дарование оказала поездка в Париж. В Мекку мирового искусства он отправился вместе с новым своим мэтром – мастером театральной декорации Леоном Бакстом. Здесь Шагал навсегда отрекся от модных в то время веяний в живописи – технократизма и формализма. Экспрессионистские картины этого периода – «Скрипач», «Голгофа» – сам художник сравнивал с «расплавленным свинцом».
После революции 1917 года Шагал пытался создать в родном городе художественную школу. Он даже уговорил в ней преподавать своих друзей – Бакста и Малевича. Но из этой затеи ничего не вышло. В 1922 году художник решил покинуть родину. Живя в Берлине, Шагал напоминал сам себе героев собственной картины «Над городом» – устремленных вперед, но с повернутыми назад лицами. Его всегда неудержимо тянуло в Россию.
«У времени нет берегов»
С 1941 по 1947 год Марк Шагал скрывался от преследований фашистов в Нью-Йорке. По распоряжению Геббельса в 1933 году в Мангейме его картины были сожжены на кострах. Именно в это время у художника созревала идея будущего шедевра «У времени нет берегов», отразившего мрачные предчувствия надвигающейся мировой катастрофы.
К середине XX века к художнику пришла мировая слава. С 1955 года он приступил к работе над так называемой «Библией Шагала» – циклом картин о праотцах иудейского народа. В 1973 году мастер приехал в Россию, чтобы посетить выставку своих полотен в Третьяковской галерее. Однако 90-летний юбилей художник отмечал в Париже. Ему вручили орден Почетного легиона. В Лувре, вопреки традиции, была организована его прижизненная выставка.
Марк Шагал окончил свой век во Франции в 1985 году. Это случилось во время подъема в лифте. Смерть словно подгадала, когда он будет «в полете», чтобы унести святую душу гения в наивно-мудрый мир его картин.