Любая хорошая фотография начинается с идеи, которую фотограф хочет донести до зрителя. Фотограф ищет в окружающем пространстве тот материал, который может лечь в основу снимка. При этом он самостоятельно выбирает, какие детали сцены должны войти в кадр, а какие должны остаться за его пределами. Однако иной раз случается так, что, глядя на фотографию, зрители просто не замечают творческий замысел и на то, что сам фотограф считает наиболее важным в кадре, они не сразу обращают внимание.
Тут мы приходим к одной очень важной вещи – умению манипулировать взглядом зрителя, чтобы привлечь его внимание именно к центру сюжета, оригинальной идее фотографа. Для того, чтобы взгляд зрителя, падающий на фотографию, попадал сразу или почти сразу в нужное место, используются различные приемы. Привлечение внимания к определенному объекту или отдельным деталям на фотографии – это довольно важная составляющая фотографического искусства.
Ключ для понимания замысла фотографа зрителем лежит в смысловом центре фотографии. И именно эта часть изображения должна привлекать внимание зрителя в первую очередь. Добиться этого можно, прежде всего, с помощью правильной компоновки кадра и выстраивания композиции будущей фотографии. Фотограф должен таким образом скомпоновать материал, чтобы смысловой и зрительный центр снимка совпали. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора он должен проанализировать ситуацию и выделить те детали окружающего мира, которые должны попасть в кадр.
Эти отдельные детали отнюдь не равнозначны. Одни могут формировать центр сюжета, другие – только подчеркивать обстановку и создавать атмосферу, а третьи являются лишними и вообще не должны попасть в кадр. Зачастую во время съемки у фотографа не хватает времени на такой вдумчивый анализ и отбор материала, поэтому в такой ситуации ему могут помочь только накопленный опыт, быстрота мышления и мгновенная реакция.
Как же привлечь внимание зрителя к смысловому центру или главному объекту в фотографии, основываясь на композиционных принципах построения изображения? Самый простой способ для выделения центрального объекта в кадре – это наводка на резкость по нему и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах. А можно просто расположить главный объект или детали изображения в центре картинной плоскости или близко к нему. И если на фотографии нет каких-либо другие деталей или акцентов, то взгляд зрителя непременно обращается центральной части кадра, где размещается главный объект изображения, то есть находиться смысловой центр снимка.
Размещение объекта съемки в центре кадра – это, конечно, верный способ привлечь к нему внимание зрителя. Особенно если ни сзади, ни слева, ни справа от снимаемого объекта нет никаких отвлекающих деталей. Однако существуют и другие, куда более интересные способы манипулирования взглядом зрителя в фотографии:
– Направление основных линий в кадре и структурное выделение
При выстраивании композиции фотоизображения необходимо ориентироваться на линии. В частности, основные линии в кадре должны быть направлены к смысловому центру кадра. Тем самым, взгляд зрителя будет медленно идти по линиям и, в конечном счете, остановится на центральном объекте изображения или смысловом центре фотографии. Чтобы привлечь внимание зрителя, стоит проанализировать, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Центральный объект лучше всего расположить, например, в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали.
Также можно использовать такой распространенный прием, как «рамка в рамке». При таком композиционном решении взгляд зрителя неминуемо акцентируется на «внутреннем» изображении. Причем лучше если внешняя рамка в фотографии будет по тону серьезно отличаться от внутренней, благодаря чему зритель будет воспринимать содержимое последней как отдельное изображение.
– Игра с перспективой
Другой способ акцентирования внимания зрителя – это разномасштабность главных и второстепенных объектов в кадре. Например, главные элементы могут размещаться на переднем плане и изображаться в крупном масштабе, в то время как второстепенные на заднем плане и в более мелком масштабе. В этом случае снимок получается многоплановым, а внимание зрителя привлекается именно к тем объектам, которые несут главную смысловую нагрузку в фотоизображении.
Искажение перспективы зависит от фокусного расстояния объектива и при определенных условиях можно исказить объект до такой степени, что он будет превалировать в кадре, даже несмотря на наличие рядом с ним гораздо более крупных предметов. Кроме того, интересный эффект можно получить, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответствовали реальным. В результате получается яркая оптическая иллюзия.
– Тональное различие объекта и фона
Один из самых очевидных способов акцентирования внимания зрителя на главном объекте изображения – это так называемое тональное выделение. В этом случае достаточно расположить объект съемки на однотонном фоне. При этом используется контраст тонов, когда, например, светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне или наоборот. Тональное различие объекта и фона помогает выделению главного объекта изображения. Причем этот способ настолько эффективен, что внимание зрителя можно привлечь даже к объекту или отдельным деталям, занимающим совсем небольшую площадь в кадре.
– Выделение цветом
Способ выделения цветом главного объекта можно применять как непосредственно при фотосъемке, так и в процессе последующей обработки фотоизображений. Суть этого приема заключается в том, что любой объект, который сильно отличается по цвету от окружающих деталей, будет привлекать к себе наибольшее внимание. В этом случае фотографу необходимо создать сочный, контрастный рисунок на главном объекте и мягкую градацию тонов на второстепенных элементах и на фоне. В принципе, если в фотографии превалирует определенная цветовая гамма, а какой-то объект окрашен в другой цвет, находящийся в противоположной части спектра, то именно этот контрастирующий объект сразу же привлечет внимание зрителя.
При обработке фотоизображения в графическом редакторе этот способ можно использовать следующим образом: главный объект выделяется цветом для того, чтобы он был самой яркой деталью на снимке. Затем выбирается доминирующий цвет фона и слегка уменьшается его насыщенность, а остальные цвета фона обесцвечиваются еще сильнее. В результате, на изображении должны остаться только основной цвет фона и контрастирующий с ним цвет главного объекта съемки.
– Композиционный баланс
Этот прием более сложный, чем все предыдущие. Заключается он в грамотном построении композиции и умении управлять глубиной резкости. Этот способ основан на особенности визуального восприятия человека, заключающейся в том, что наш мозг всегда заставляет нас искать наиболее «комфортную взору» часть изображения. Например, наклонная стена в кадре создает у зрителя подсознательное чувство отторжения и ощущение беспокойства, поэтому его взгляд быстро перемещается в поисках более спокойной зоны на изображении. То же самое можно сказать и об острых, блестящих предметах в кадре, которые вызывают подсознательное чувство опасности и заставляют зрителя перевести взгляд на другие детали.
С помощью сосредоточения в кадре подобных деталей и структур можно перенести взгляд зрителя в «комфортную» часть изображения, которая и будет являться смысловым центром фотографии. Привлекая внимание к определенным деталям, другие объекты в кадре можно делать менее заметными для устранения ненужного визуального конфликта в кадре. Вообще, использовать композиционные методы управления вниманием зрителя нужно осторожно, чтобы у последнего не возникало ощущения, будто кто-то дергает его за веревочки.
Способов акцентирования внимания зрителя в фотографии множество и каждый из них по-своему привлекателен. Как правило, в хорошей фотографии используется сразу несколько из вышеупомянутых способов, ведь сочетание приемов усиливает общий совокупный эффект. В каком случае использовать те или иные приемы манипулирования вниманием зрителя, конечно, решает сам автор фотографии. И обусловливается этот выбор содержанием кадра, а также творческим замыслом фотографа.