Фотография всегда начинается с выбора точки съемки. Обойдя объект со всех сторон, и посмотрев на него под разными углами, фотограф определяет ту точку, из которой объект съемки будет смотреться в наиболее выигрышном ракурсе. Чтобы сделать красивый, естественный кадр, необходимо иметь представление о том, как выбрать подходящую точку съемки в зависимости от конкретных условий. При этом фотограф должен еще и понимать, как глаз зрителя будет впоследствии воспринимать и анализировать сделанную им фотографию. Создание органичной, правильной композиции снимка невозможно без решения целого ряда задач, связанных с выбором точки съемки.
Точка съемки
При построении кадра фотографу приходится работать над композицией. Под композицией в фотографии понимают объединение всех элементов изобразительной формы, будь то цвет, тональность, линии или свет, для расположения их таким образом, чтобы снимок получился максимально четким, выразительным и в нем был полностью раскрыт замысел фотографа. Благодаря гармоничному размещению различных элементов в кадре и создается та стройная система, обеспечивающая снимку привлекательность и художественную выразительность. В хорошей композиции кадра нет лишних деталей, а все его основные элементы тесно увязаны друг с другом.
Понятие композиции пришло в фотографию из живописи, но там художник имеет возможность создавать композиционные решения произведения исключительно с помощью своего воображения. В отличие от художника, фотограф имеет дело лишь с окружающей его действительностью, в которой конкретное расположение элементов предопределено заранее. В этой связи одним из важнейших требований к построению хорошей композиции становится правильный выбор точки съемки, поскольку только она одна и определяет размещение всех элементов на картинной плоскости снимка. Исключение составляет, возможно, только постановочная или студийная фотография. Но и там фотограф вынужден определяться с наиболее выигрышным взаимным расположением камеры и объекта съемки.
Понятно, что любой объект можно сфотографировать с бесконечно большого количества точек. Но говоря о выборе точки съемки в фотографии, нужно отметить, что любая точка в пространстве определяется тремя ее координатами. Это означает, что фотограф, пытающийся найти оптимальную точку съемки, должен выбрать подходящее расстояние до объекта съемки, положение на плоскости (направление съемки) и высоту точку съемки.
Расстояние до объекта
Расстояние, с которого выполняется фотосъемка, существенным образом влияет на масштаб изображения. Не секрет, что чем дальше снимаемый объект от объектива фотоаппарата, тем меньше по своему масштабу будет картинка, и, наоборот, чем ближе фотограф располагается к снимаемому предмету, тем тот получится крупнее. Однако изменением дистанции, с которой ведется съемка, фотограф не только находит оптимальный масштаб будущего фотоизображения, но и отсеивает элементы, которые должны войти в снимок, путем определения границы кадра.
Таким образом, расстоянием от камеры до снимаемого объекта фотограф определяет ту часть изображения, которая наиболее полно отражает его творческий замысел. При этом все лишние детали остаются за границами кадра. Изменять дистанцию съемки фотограф может не только простым передвижением фотоаппарата относительно объекта, но и пользуясь зумом. Кроме того, применение различной оптики также позволяет изменять характер перспективы на снимке. Например, с помощью широкоугольного объектива фотограф может включить в границы кадра близко расположенные предметы и передать их на снимке в более крупном масштабе по сравнению с объектами, расположенными на заднем фоне.
Съемка с наименьшей дистанции позволяет акцентировать внимание зрителя на переднем плане. В этом случае получится крупное изображение объекта, указывающее на основную цель съемки, но при этом большая часть окружения объекта оказывается за пределами кадра. При очень близкой дистанции съемки возникает неприятный эффект, когда части объекта, находящиеся ближе к объективу камеры, изображаются очень крупными, а расположенные вдали – чрезмерно мелкими. При съемке с дальней дистанции фотограф получает общий план, на котором главный объект съемки может получиться слишком мелким, он просто не будет выделяться на общем фоне.
Направление съемки (ракурс)
Следующая пространственная координата при выборе точки съемки – это направление съемки или ракурс, который характеризует положение объекта съемки относительно объектива фотоаппарата. Выбором направления съемки фотограф определяет расположение в кадре каждого из элементов. С помощью того или иного ракурса он может показать в кадре определенную сторону объекта, его общий план или конкретные детали.
В зависимости от выбранного направления съемки различают фронтальную и диагональную композицию. Фронтальная композиция используется, главным образом, в портретной фотографии, при архитектурной или технической съемке. При фронтальной композиции все объекты, размещающиеся в центре кадра, видны только с одной стороны. В результате, снимаемые объекты выглядят в кадре статично, неподвижно, в самом фотоизображении не чувствуется глубина пространства. Но уже при небольшом смещении объектива камеры от центрального положения в ту или иную сторону, становится видимой не только передняя, но и боковая сторона объекта, вследствие чего изображение приобретает необходимую глубину.
Поэтому гораздо более интересные снимки получаются при так называемой диагональной композиции, характеризующейся довольно большим смещением точки съемки от ее центрального положения. Снимки с диагональной композицией кадра отличаются динамичностью, свежестью. По этой причине диагональная композиция часто используется фотографами, в частности, при спортивных съемках, когда нужно вызвать у зрителя иллюзию движения. Выбор ракурса – это, безусловно, творческий процесс. Архитектурная достопримечательность, которую уже тысячи раз фотографировали, может вдруг приобрести на снимке оригинальный, эффектный вид, если фотограф сможет найти необычный ракурс.
Высота точки съемки
Последняя координата, определяющая выбор точки съемки – это высота. Здесь в зависимости от положения по вертикали выделяют нормальную, нижнюю и верхнюю точки съемки:
– Нормальная точка съемки
Нормальной точкой съемки считается точка, располагающаяся на уровне глаз человека. С этой высоты предметы, находящиеся выше человеческого роста, мы видим снизу, а размещающиеся ниже, соответственно, сверху. Такой взгляд на окружающий мир для нас более привычен и естественен, поэтому большинство фотоснимков делается как раз с нормальной точки съемки. Также съемка с центрально расположенных точек с высоты на уровне глаз человека позволяет придать изображению симметричность. Но стоит лишь немного отклонить камеру по высоте от нормальной, как сразу же существенным образом изменится вся композиция кадра.
– Низкая точка съемки
Низкая точка съемки используется тогда, когда объекту съемки требуется придать монументальность и величественность, создать впечатление большего размера архитектурного сооружения. Особенно это актуально при применении широкоугольных объективов. Поскольку линия горизонта при использовании нижней точки съемки резко опускается, то на фотографии можно получить изображение массивных объектов на фоне неба. Это позволяет добавить снимку глубины сюжета и художественной выразительности. Однако злоупотребление низкой точкой съемки приводит к тому, что многие формы и линии начинают сильно искажаться в далеко не лучшую сторону.
– Высокая точка съемки
Высокая точка съемки позволяет передать на изображении большое пространство. Снимки, полученные с помощью высокой точки съемки, поражают своей масштабностью и панорамностью. Если на снимке фотографу требуется показать как можно больше близко расположенных друг другу объектов в пространстве, то лучше выбрать именно высокую точку съемки. С высокого берега можно снять озера или реку, а с высоты птичьего полета – огромные пространства с уличными кварталами, дорогами или поселками. Также высокая точка съемки отлично подходит для фотографирования массовых демонстраций, парадов и митингов. В тоже время при использовании такой точки съемки значимость каждого отдельного объекта на картинке приуменьшается. Съемка с очень большой высоты или с воздуха вообще превращает снимаемые объекты в детские игрушки на фотографии.
Стоит отметить, что фотосъемки с очень низких или очень высоких точек позволяют зачастую добиться действительно необычных эффектов. Они называются ракурсными и довольно широко применяются для создания выразительных, оригинальных фотографий.
Выбор точки съемки при съемке пейзажа, портрета и архитектуры
При пейзажной съемке важным моментом является оптимальный выбор высоты, с которой фотограф намеревается запечатлеть то или иное пространство. В тех случаях, когда фоном для здания или природных окрестностей становится небо, часто используется низкая точка съемки. Она позволяет отразить на фотографии красивое грозовое небо или пушистые, белые облака на голубом фоне, что придает всей сцене определенное настроение. Однако если небо в момент съемки выглядит не слишком выразительно, например, в унылую, пасмурную погоду, и не имеет такого богатства красок, то от нижней точки съемки лучше отказаться.
Высокая точка съемки позволяет фотографу-пейзажисту передать общий план, большую протяженность объекта. Выбирая точку съемки, необходимо помнить и о расположении линии горизонта в кадре. Она не должна проходить строго через центр снимка, чтобы снимок не разграничивался на две равные половины. То есть следует избегать деления кадра линией горизонта точно пополам – вместо этого лучше располагать ее выше или ниже середины кадра. Линия горизонта, расположенная ниже середины кадра, оптимально подходит для снимков, в которых в виде фона присутствует небо. В свою очередь, линия горизонта выше середины кадра позволяет подчеркнуть некоторую ограниченность и замкнутость пространства.
При съемке архитектуры фотограф имеет дело со статичным объектом, поэтому для того, чтобы сделать какой-либо интересный, привлекательный кадр, требуется найти свежее решение. Выбрать необычный ракурс и точку съемки, взглянув объективом фотоаппарата на привычные очертания архитектурного сооружения по-новому. Например, воспользовавшись широкоугольным объективом и подойдя к зданию поближе, можно придать фотографии дополнительную динамичность, а также подчеркнуть конкретные особенности конструкции.
Диагональная композиция дает возможность оживить статичное фотоизображение, использовать сильно выраженную перспективу. При снимке зданий фотографы достаточно часто прибегают к таким приемам, как съемка с далекого расстояния, подчеркивающая глубину пространства, и съемка с угла таким образом, чтобы открыть взгляду зрителя сразу две плоскости стен. Важную роль при выборе точки съемки играет и освещение. Необходимо выбрать такой ракурс и такую точку съемки, при которой свет на здание падал бы под углом, дополнительно акцентируя внимание на украшающих здание деталях. Использование при архитектурной съемке верхнего ракурса в некоторых случаях позволяет добавить снимку оттенки романтического настроения.
При портретной съемке камеру, как правило, приближают ближе к объекту, чтобы получить как можно более крупное изображение и передать на снимке выразительность отдельных черт лица. При фотографировании людей обычно объектив фотоаппарата размещают на уровень снимаемого объекта. Любая другая точка съемки будет неоправданно низкой или высокой. Съемка с очень близкого расстояния, когда все ненужные детали отбрасываются, в частности, широко используется для передачи выразительности глаз. Однако здесь нужно быть внимательным, поскольку фотографирование с чрезмерно близкого расстояния приводит к тому, что пропорции снимаемого человека резко искажаются.
Выбор точки съемки играет определяющую роль для создания композиции кадра, непосредственно влияя на художественную выразительность снимка и воплощение творческого замысла фотографа. Поэтому любителям фотографии имеет смысл потренироваться и поэкспериментировать с выбором точки съемки, используя какой-либо статический сюжет. Оценивая обстановку и не спеша выбирая подходящую точку съемки, можно на практике изучить, как влияют те или иные изменения направления, высоты и дистанции съемки на композицию кадра. Идеальная точка съемки не должна портить сюжетную линию, а, наоборот, должна способствовать улучшению композиции снимка и передаче замысла фотографа.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)