4 (16) декабря 1866 года в Москве родился один из наиболее выдающихся российских живописцев, основоположник абстракционизма Василий Кандинской. В преддверие этого памятного события стоит вспомнить о том, что фотография и живопись на самом деле имеют много общего. Несмотря на то, что фотография обладает своей спецификой, в том числе особой технической составляющей, она все же остается ничем иным, как просто изображением на плоскости, подобно произведениям графики или живописи. Недаром иногда о фотографии говорят, что она выглядит «как картина».
Фотографическая композиция имеет ту же природу и психофизиологию восприятия, что и композиция в живописи. Поэтому многие фотографы параллельно увлекаются живописью или графикой, и изобразительное искусство доставляет им не меньшее удовольствие, чем съемочный процесс. В этой статье мы поговорим о том, как правильно трансформировать свои живописные полотна в цифровой снимок.
Если Вы обладаете талантом художника и хотите поделиться своими творениями с родственниками, друзьями и коллегами по увлечению или даже попытаться продать свои картины через Интернет, то для этого необходимо, в первую очередь, качественно сфотографировать живописные полотна. Несмотря на присутствие в огромном количестве разнообразных цифровых фотоизображений, спрос на применение живописи в рекламной и оформительской полиграфии остается очень высоким в последние годы. Поэтому разместив фотографии своих картин на специализированном портале, Вы можете, впоследствии, неплохо заработать. К тому же нередко возникают ситуации, когда прекрасные картины с выставки очень хочется оставить не только в своей памяти, но и в качестве цифровых изображений на компьютере. Во всех этих случаях требуется качественно снять живописные полотна, что является отнюдь не самой простой задачей, как может показаться на первый взгляд. В этой статье мы перечислим основные рекомендации, которые могут быть Вам полезны на практике.
Содержание:
Штатив: обязателен к применению
Для того, чтобы фотоизображение получилось максимально резким и детализированным, необходимо использовать при съемке штатив. Необязательно выбирать дорогостоящий штатив, главное, чтобы он был устойчивым. В идеале, конечно, лучше иметь сразу три штатива – один для цифрового фотоаппарата, другие – для крепления элементов освещения. При использовании штатива следует отключить систему оптической или цифровой стабилизации изображения, присутствующую во многих цифровых камерах.
В противном случае это может привести к получение нерезких кадров. Если же Вам приходиться обходиться без штатива, то избежать «размытости» на фотографиях как раз поможет система стабилизации. Но в этой ситуации также рекомендуется облокотиться на какую-нибудь устойчивую поверхность, чтобы более надежно зафиксировать камеру в руках.
Оптимальное размещение фотоаппарата и картины
Фотоаппарат должен располагаться таким образом, чтобы плоскость матрицы была параллельна плоскости картины, при этом объектив должен размещаться прямо напротив центра картины. По высоте камера должна находиться точно по центру высоты живописного полотна. Это позволит избежать геометрических искажений в кадре и обеспечит отсутствие необходимости в дополнительной последующей обработке цифрового файла. В зависимости от размера картины и особенностей используемой оптики расстояние от фотоаппарата до полотна должно составлять от двух до пяти метров.
Такая дистанция предоставит Вам возможность получить фотографию без округлых искажений по бокам. Кроме того, можно будет воспользоваться цифровым или оптическим зумом. Главное не использовать крайние положения зума (максимальное приближение/удаление), поскольку в этом случае на фотографии могут появиться неприятные искажения от неравномерности характеристик объектива.
Что касается картины, то ее потребуется закрепить в вертикальной плоскости. Для этого можно приспособить мольберт или воспользоваться другими подручными средствами. Если живописное полотно находится в раме, то крайне желательно ее снять. Однако если Вам все же приходиться снимать картину в раме, следите за тем, чтобы сама рама в кадр не попадала, поскольку она может отбрасывать на холст тени и рефлексы. При съемке картины нужно стараться сделать так, чтобы изображение живописного полотна занимало все пространство фотографии. Не рекомендуется оставлять слишком большое свободное пространство вокруг картины.
Как организовать освещение
При съемке картин очень важный фактор – это правильное освещение. Оно должно быть максимально однородным по цветовой температуре. Это значит, что совмещать естественное освещение с искусственным нежелательно. В принципе, лучшим способом фотографирования живописных полотен (с минимальными затратами) будет съемка на улице при дневном освещении. Особенно хороша для этого облачная, пасмурная погода, когда небо затянуто равномерной серой дымкой и создается прекрасное рассеянное освещение сцены. Рассеянный свет не дает сильных бликов на мазках краски, что очень актуально, например, при фотографировании картин, покрытых глянцевым лаком. В домашних условиях можно расположить картину рядом с окном, откуда падает мягкий, рассеянный свет, или снимать на балконе.
При съемке в закрытой студии или помещении собственной квартиры Вам потребуется использовать искусственное освещение. Здесь правило только одно – освещение живописного полотна должно быть достаточным и равномерным, источники света должны располагаться таким образом, чтобы свет падал на картину сбоку и немного спереди. Расстояние от источников искусственного освещения до картины должно быть примерно в три – четыре раза больше размеров самого полотна.
Равномерность освещения картины можно проверить, используя простой коробок спичек: если Вы установили только два источника света, то расположенный посреди картины коробок будет отбрасывать две равномерные по плотности и по длине тени. Оптимально размещать светильники под углом сорок пять градусов по отношению к плоскости холста, хотя тут можно экспериментировать, добиваясь отсутствия бликов и более равномерного освещения картины. Помните, что угол падения световых лучей равен углу отражения, а значит, источники света нужно располагать таким образом, чтобы прямой отраженный свет от картины не попадал в объектив фотоаппарата. Также при использовании искусственных источников света следует плотно задрапировать окна в помещении.
Во многих случаях оптимально использовать люминесцентные светильники со спектром холодного дневного света, которые в отличие от галогенных ламп способны обеспечивать освещение, близкое к дневному свету. Такие лампы дают рассеянный и равномерный свет. Правда, у них есть и свои недостатки, о которых не стоит забывать. В частности, люминесцентные лампы отличаются тем, что дают едва заметное глазом мерцание, вызванное колебаниями по мощности, поэтому очень важно подобрать правильно параметры экспозиции. Распространенная ошибка новичков при съемке живописных полотен – это использование встроенной вспышки. Применение вспышки крайне не рекомендуется в данной ситуации, так как она дает сильные блики.
Каждая картина имеет свои особенности, что определяет и оптимальные параметры освещения, и правильные настройки цифрового фотоаппарата. Наиболее сложные ситуации при фотографировании живописных полотен возникают, когда картины написаны пастозно, то есть объемным мазком, или покрыты глянцевым лаком. На глянцевой поверхности блики, в принципе, не допустимы, но для подчеркивания объемного мазка на картине могут присутствовать и блики, и тени.
При фотографировании картины с глянцевой поверхностью, выполненной в темных тонах, на ней могут отразиться все светлые окружающие предметы, включая светлую одежду самого фотографа. Чтобы избежать этого, лучше повесить перед картиной черную бархатную драпировку, а съемку вести через небольшое отверстие в ней. Во многих ситуациях свет Вам придется выставлять индивидуально, подбирая «ключик» к каждой картине.
Как выставить правильные настройки фотоаппарата
Для качественной съемки картин с хорошей детализацией и цветопередачей оптимально, конечно, подойдет зеркальная цифровая камера. Перед съемкой проверьте баланс белого, ведь от правильной настройки этого параметра целиком и полностью зависит точность передачи цветов на фотографии. В цифровых фотоаппаратах обычно предлагается несколько режимов баланса белого, в том числе «дневной свет», «лампа накаливания», «флуоресцентный» и другие. Вам нужно выставить тот режим, который будет в полной мере соответствовать освещению вокруг Вас. Впрочем, встроенные режимы не всегда корректно справляются с правильным отображением цветов, поэтому желательно настроить баланс белого вручную, используя для этого обычный белый лист бумаги.
Если Вы не пользуетесь экспонометром, то можно задействовать программный автоматический режим «Р», в котором активируется автоматическое определение экспозиции с расширенными настройками, в том числе балансом белого и светочувствительностью. При съемке со штатива лучше установить значение светочувствительности ISO на минимально возможное для данной фотокамеры (80 или 100 единиц ISO). Это позволит избежать шумов на фотоизображении. При фотографировании с рук, чтобы обеспечить большую четкость снимка, чувствительность матрицы можно немного поднять – до 200 – 400 единиц ISO.
Во время съемки стоит использовать задержку срабатывания затвора (например, в две секунды), что даст Вам возможность избежать «смазывания» кадра при нажатии на кнопку спуска затвора. При наличии пульта дистанционного управления, поддерживаемого камерой, можно воспользоваться им. Главное – не касаться руками фотоаппарата и не шатать конструкцию в момент экспонирования снимка. Желательно фотографировать в формате RAW, чтобы иметь наилучшие возможности для дальнейшей обработки отснятого материала.
После съемки Вам, вероятно, придется несколько подкорректировать получившиеся фотографии, чтобы, например, изменить уровень баланса белого, обрезать лишнее или скорректировать контрастность снимка. Пользуясь вышеперечисленными рекомендациями, Вы сможете получить фотоизображения Ваших картин в приемлемом, достойном качестве даже с помощью недорого компактного фотоаппарата.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)