ДомойФотографияФототеорияКак получить резкие кадры

Как получить резкие кадры

Большинство начинающих фотографов сталкивается с такой проблемой – как сделать свои кадры более четкими и резкими? Ведь наличие резкости в фотографии играет важную роль не только с технической точки зрения, но и в плане повышения художественной выразительности снимка. Именно резкость позволяет направить взгляд зрителя на центральный объект съемки или конкретное место в кадре. В некоторых видах съемки, например, в пейзаже, требуется обеспечить равномерную резкость по всему полю кадра. Не идеальная или не правильная резкость может испортить хороший и интересный кадр. В этой статье мы попробуем разобраться в причинах получения нерезких кадров и дадим советы новичкам, как бороться с этой распространенной проблемой.

Улитка

Можно сразу выделить наиболее явные и часто встречающиеся причины нерезкости фотоизображения и рассмотреть их более подробно:

– Шевеленка или смазанность кадра

Пресловутая шевеленка, то есть смазанность снимка, может возникать в силу разных причин. В первую очередь, шевеленка проявляется из-за дрожания камеры во время съемки или при фотографировании в сложных условиях освещения. Тут совет начинающему фотографу только один – необходимо пользоваться штативом. Если штатива под рукой не оказалось, то нужно позаботиться об опоре для своей камеры, внимательно осмотревшись по сторонам. Всегда можно найти какую-либо устойчивую поверхность, на которую Вы можете положить или опереть свой цифровой фотоаппарат.Это может быть парапет, подоконник, земля – все что угодно.

Впрочем, штатив мало поможет, если Вы снимаете движущийся объект. В этом случае можно «заморозить» движение, используя для этого очень короткие выдержки (от 1/500 секунды и короче). Объекты в движении также можно снимать, проводя камеру вслед за ними в момент экспонирования (съемка с проводкой). При этом рекомендуется задействовать вспышку, синхронизированную по задней шторке объектива. Хотя при такой съемке в кадре проявляется шевеленка, однако она лишь подчеркивает динамику движения, обеспечивая большую выразительность снимка.

Другая причина возникновения смазанности кадра – использование длительных выдержек. Здесь опять-таки требуется позаботиться о максимально надежной опоре для своего фотоаппарата, чтобы пока затвор камеры был открыт в кадре, малейшее движение не испортило бы итоговую фотографию. Для надежной опоры также можно встать в удобную позу, крепко взять камеру в руки и прислониться телом к дереву, стене или уличному фонарю. Во время экспонирования нужно ненадолго задержать дыхание и мягко нажать на кнопку спуска.

Кроме того, для того, чтобы еще в большей степени обезопасить себя от смазанности кадра при использовании длительных выдержек, можно воспользоваться функцией блокировки зеркала в зеркальных цифровых фотоаппаратах, удаленным спуском затвора посредством ДУ или таймером. Все это позволяет избежать микровибраций в момент, когда поднимается зеркало и свет попадает на матрицу, чтобы создать фотоизображение.

– Высокие значения ISO

Начинающим фотографам лучше избегать использования высоких значений светочувствительности ISO. Старайтесь снимать на высоких значениях ISO как можно реже, поскольку каждая ступень повышения светочувствительности матрицы ухудшает качество снимка дополнительным шумом. От этого, естественно, страдает и резкость изображения, и, в целом, качество снимка.

Впрочем, если Вы являетесь счастливым обладателем полнокадрового фотоаппарата, у Вас появляется определенное преимущество, касающееся съемки на высоких значениях ISO без серьезного риска заполонить весь кадр цифровым шумом. В любом случае поднимать ISO рекомендуется только тогда, когда этого действительно требует ситуация. Например, при съемке в пасмурную погоду или в условиях недостаточного освещения, чтобы сократить выдержку, можно немного поднять значение ISO.

– Расфокусировка

Еще одна распространенная проблема заключается в расфокусировке или неточностях в фокусировке. В частности, Вы рассчитываете, что резким в кадре получится один объект, а в действительности оказывается, что резкость ушла в какое-то другое место. Это может произойти по одной из двух причин – ошибки встроенного модуля автофокуса камеры или неправильные ручные настройки резкости, установленные самим фотографом.

Понятно, что для того, чтобы резкость располагалась на нужном месте в кадре, необходимо точно сфокусироваться. При этом требуется, чтобы Ваша цифровая фотокамера определилась с зоной, которая будет находиться в фокусе, и правильно рассчитала расстояние до зоны фокусировки, а также при необходимости несколько скорректировала положение линз объектива.

Для решения проблем с нерезкостью из-за неправильной фокусировки Вам нужно научиться правильно выбирать способ фокусировки в зависимости от сюжета съемки., а также использовать полностью ручным режимом фокусировки. Например, при съемке натюрморта Вы имеете возможность выбрать ту или иную точку фокусировки в настройках фотоаппарата, а при съемке движущегося объекта – воспользоваться следящей автофокусировкой.

В принципе, встроенная автоматика камеры сегодня способна самостоятельно определять зону фокусировки, но она не всегда совпадает с той зоной, которая должна быть резкой по замыслу самого фотографа. Тогда приходиться задействовать ручные настройки или использовать фокусировку по центральной точке. В ряде случаев для решения проблем с нерезкостью нужной зоны в кадре будет актуальным прием с блокировкой автофокуса, когда Вы используете автофокусировку по центральной точке, наводитесь центром кадра на снимаемый объект и при этом зажимаете до половины кнопку спуска затвора. Это позволяет цифровому фотоаппарату навестись на объект съемки и задержать на нем фокус. Далее Вы можете кадрировать снимок по своему желанию, и нажать кнопку спуска затвора до конца. Важно только, чтобы  расстояние от фотоаппарата до объекта съемки не менялось.

Нужно отметить, что некоторые неточности в фокусировке могут возникать и вследствие низкого качества используемой Вами оптики. Грубо говоря, встречаются объективы, которые просто-напросто не могут точно навестись на резкость. Чаще всего это дешевые универсальные объективы, которые нередко идут в комплекте с тушкой цифрового фотоаппарата.

– Особенности оптики и камеры

Особенности объектива действительно могут накладывать некоторые ограничения на то, получится ли изображение резким в конкретной съемочной ситуации. Например, при использовании некоторых объективов на предельных значениях фокусного расстояния или диафрагмы изображение просто замыливается, вследствие недостаточной резкости снимок серьезно портится. Это, в частности, касается «китовых» объективов.

Тут необходимо понимать, что у каждого объектива есть свои ограничения на применение, то есть каждая модель оптики ориентирована на выполнение конкретных задач. Поэтому порой начинающие фотографа просто требуют невозможного от своей оптики, что приводит к существенному снижению резкости кадра. Также стоит иметь в виду, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием чаще всего дают более резкую, детализированную картинку, нежели зум-объективы.

Не нужно забывать и о возможном загрязнении линз объектива со временем, что, естественно, ухудшает резкость снимка. Старайтесь не трогать стекло руками, протирайте внешнюю линзу объектива специально предназначенными для этого средствами и пользуйтесь защитными фильтрами. Оптика требует к себе бережного отношения и надлежащей эксплуатации. Для правильной очистки объектива от пыли и грязи нужно применять  специальные очищающие средства и аксессуары.

Кстати, замыливать картинку и ухудшать резкость кадра может не только объектив, но и сама цифровая камера. В некоторых фотоаппаратах применяется встроенная функция программного подавления шума и увеличения резкости. Такую функцию необходимо сразу отключить, а доработать полученные фотоизображения программными средствами Вы можете и в графическом редакторе.

Напоследок, стоит сказать, что в большинстве случаев причиной получения не резких кадров являются не особенности работы фототехники и встроенной автоматики, а ошибки самого фотографа, связанные с неправильным выбором пользовательских настроек. В некоторых ситуациях, например, при съемке движущихся объектов, когда Вы не уверены в хорошей резкости получаемых фотоизображений, имеет смысл задействовать режим серийной съемки. Тогда из серии кадров Вы всегда можете выбрать наиболее резкую и удачную фотографию. Впрочем, иногда отсутствие резкости идет только на пользу фотографии, позволяя добиваться неожиданных и интересных художественных эффектов.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ