Съемка людей – это целое искусство, ведь здесь фотографу требуется поймать настроение, внешний облик, эмоции, передать на снимках внутренний мир человека. Вы замечали, что у вас неплохо получаются пейзажи или архитектурная фотосъемка, а вот портреты людей выходят как-то не очень? Или вам просто хочется получить от своих фотоизображений людей чего-то большего? Попробуем дать несколько практических советов, как правильно фотографировать портреты людей, передавать облик и настроение находящегося перед объективом человека.
Содержание:
Как правильно фотографировать портреты людей
Как скомпоновать кадр при портретной съемке
Что влияет на наше восприятие фотографии, на которой запечатлены люди? Во-первых, как и в любом жанре, огромную роль в позитивном восприятии снимка играет грамотное композиционное решение. Что касается портретной съемки, то к композиции можно отнести не только само построение кадра, но и позу модели и даже элементы одежды или заднего фона. Классический (и от этого отнюдь не менее ценный) совет при построении композиции кадра, на котором присутствует человек – это использование правила третей. Согласно ему, зрительные центры размещаются на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Именно в этих точках рекомендуется располагать наиболее значимые детали – лицо человека, либо же глаза, если вы снимаете крупным планом. Конечно, правило третей не является универсальным правилом, но в большинстве случаев оно работает, обеспечивая более позитивное восприятие фотографии.
Если задний фон или его отдельные детали представляют какой-либо интерес можно расположить человека не по центру кадра, а чуть сбоку. Если же фон является нейтральным, а модель смотрит прямо в камеру, то лучше, наоборот, разместить фигуру человека строго по центру. Ни в коем случае не фотографируйте портрет снизу – при ростовом портрете массивными получатся бедра, а при лицевом – подбородок. Это будет смотреться непривлекательно. При кадрировании фотоизображений «не режьте» макушку или кисти рук – это выглядит не красиво и не профессионально.
Ракурс при портретной съемке
Зачастую при съемке людей мы стремимся запечатлеть их в полный рост. Вместо этого лучше снимайте крупнее – делайте портретные снимки по талию, грудь или берите в объектив фотоаппарата только лицо. От этого портретные снимки только выиграют. Если вы все же решили запечатлеть человека в полный рост, то фотографируйте с уровня груди, поскольку съемка с уровня глаз может несколько исказить пропорции фигуры и это отрицательным образом скажется на восприятии снимка зрителем. Если же вы делаете портрет по грудь или берете в кадр только лицо, то съемка с уровня глаз вполне оправданна.
Выбирая оптимальный ракурс для съемки, возможно, стоит отказаться от фотографирования в лоб – лучше снимайте в три четверти или чуть сбоку. Благодаря этому будет немного скрадываться асимметрия лица, визуально уменьшатся щеки. Старайтесь выделить лицо модели расположением в кадре, игрой светотени или глубиной резкости. Вообще, среди основных ракурсов при фотографировании портрета можно выделить фас, профили и положение головы под 45 градусов к фотоаппарату.
Фотографируя людей, фокусируйтесь на глазах. Уделяйте большое внимание глазам, ведь просмотр любого портретного снимка обязательно начинается именно с глаз модели, а уже потом зритель переходит к другим деталям. Яркие, ясные глаза человека способны преобразить любой кадр, поэтому они всегда должны оставаться четкими и резкими. При съемке портрета вы обычно сами решаете, будет ли модель смотреть прямо в объектив фотоаппарата или ее взгляд будет устремлен куда-то в сторону. Что лучше для восприятия снимка? Тут многое зависит от вашей задумки. Например, если вы захотели каким-то образом вовлечь зрителя в ваше фотоизображение, то необходимо сделать так, чтобы он вошел в контакт с глазами портретируемого. Для этого нужно, чтобы глаза человека стали центральным элементом композиции. Причем в этом случае взгляд модели не обязательно должен быть точно в объектив камеры. Здесь открывается огромный простор для творческих экспериментов.
Позы и жесты в кадре
Поза и жесты человека в кадре, разумеется, являются очень важной составляющей того, как будет восприниматься фотоизображение зрителем. Важно разбираться в классических принципах построения поз. Человек в кадре должен занять такую позу, в которой физиологические асимметрии черт его лица и фигуры оказались выровнены. Сутулая спина и опущенные плечи смотрятся в кадре не эстетично. Спину всегда следует держать ровно, никогда не нужно забывать об осанке.
Ноги рекомендуется поставить не ровно на уровне плеч, а чуть по диагонали, развернув ступни. В целом, перед съемкой желательно немного «покрутить» модель, чтобы понять какой наклон головы будет характеризовать ее с наиболее выгодной стороны, какие недостатки фигуры стоит скрыть, а на каких следует сделать акцент.
Сегодня в сети Интернет можно найти немало конкретных рекомендаций по позированию для фотографии с наглядными картинками. Достаточно распечатать их в качестве удобной шпаргалки. Например, такое руководство для новичков разработал Линн Херрик, который собрал более двух сотен наиболее привлекательных и интересных поз для портретной съемки. Кроме того, конкретные примеры по позированию можно черпать из произведений классической живописи и скульптуры.
Один из главных вопросов при фотографировании людей заключается в том, что делать с руками. Очевидно, что не только лицо, но и жесты рук играют важную роль в определении эмоций и настроения человека. Поднятый вверх большой палец, сжатые кулаки при гневе, угроза указательным пальцем – все это знакомые и привычные жесты, которые передают определенное выражение мыслей человека в конкретный момент времени.
Многие люди активно используют жесты рук во время разговора, порой даже неосознанно. Задача фотографа – вовремя поймать эти жесты, акцентировать на них внимание, передать с их помощью настроение и эмоции. Либо построить кадр, используя определенное положение рук модели. Например, чтобы мужчина выглядел на фотоизображении волевым, надежным и уверенным в себе, можно предложить ему скрестить руки на груди. Опущенные вдоль тела руки обычно воспринимаются зрителем как состояние неуверенности, человек выглядит на фото потерянным.
Если же попросить модель засунуть руки в карманы, либо просто положить их на бедра, он будет выглядеть на снимке более расслабленным и даже немного развязным. Еще один вариант использования рук – когда они касаются лица. Такая поза выглядит как многозначительная, и ее полное восприятие зрителем целиком зависит от выражения лица человека в данный момент.
Улыбка на фотографии
При съемке людей, конечно, никуда не уйти от знаменитого «cheese». Улыбка создает на фотографии впечатление беззаботности, она обеспечивает передачу положительного, теплого настроения. Однако улыбка в кадре не должна быть наигранной, а получить естественную улыбку, фотографируя человека, бывает довольно непросто. Помогает только непосредственное общение в процессе съемки, какая-либо непринужденная тема для разговора. И, естественно, если вы просите человека улыбнуться, улыбайтесь сами.