Глядя на изумительные фотографии коралловых рифов и самых разнообразных обитателей подводного мира, трудно себе представить, какой путь пришлось пройти человечеству, чтобы иметь возможность фотографировать морские и океанские глубины во всех деталях. Покорение подводного мира началось еще в глубокой древности. Тогда появились профессиональные ныряльщики, которые, используя только ограниченный запас воздуха в своих легких, совершали рискованные погружения под воду в поисках жемчуга и раковин.
Но время, которое могли проводить ныряльщики под водой, ограничивалось всего несколькими минутами. Поэтому уже в древности человечество озаботилось созданием специальных приспособлений и подводных аппаратов, способных продлить пребывание человека в подводном мире. Хорошо известно, что еще Аристотель дал описание специального водолазного колокола.
С появлением фотографии человек получил уникальную возможность для отображения окружающего его мира. И, конечно же, понадобилось всего несколько десятилетий для того, чтобы человек начал приспосабливать фотографическое оборудование для исследования подводных глубин. Фотография и подводные погружения развивались параллельно друг с другом, совершенствование фотографического оборудования и эволюция фотоматериалов тут же отражались на возможностях подводной съемки.
Первоначально подводная съемка использовалась исключительно для научных и исследовательских задач, чтобы запечатлеть в деталях разнообразных обитателей подводного мира. Но постепенное развитие фотографической техники и подводной амуниции привело к тому, что подводная фотосъемка превратилась в особый жанр художественного искусства.
Сегодня подводной съемкой увлекаются многие любители фотографии, которые постоянно радуют нас новыми, потрясающими снимками экзотических рыб и затонувших кораблей, фотографиями уникальных представителей подводной флоры и фауны. С чего же началась современная подводная фотография и какой путь она прошла в своем развитии?
Часть1.
Вильгельм Бауэр. Первые подводные снимки (1856)
С момента изобретения способа получения фотографического изображения прошло примерно два десятилетия, когда человек сделал свои первые подводные снимки. Произошло это знаменательное событие в 1856 году в Кронштадтском порту. Снимки сделал немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, свои фотографии он получил с борта подводной лодки во время проведения испытаний, а не пользуясь для этого каким-либо водолазным снаряжением. Надо сказать, что уже в начале XIX столетия появилось вентилируемое водолазное снаряжение, которое позволяло совершать подводные погружения на незначительную глубину.
В том же 1856 году в Великобритании двое энтузиастов, В. Томпсон и Г. Кенион, попытались получить фотографическое изображение с глубины в пять с половиной метров. Однако во время осуществления подводной съемки их камера оказалась заполненной водой, в результате чего на фотопластинке изображение получилось очень размытым.
Луи Бутан. «Отец подводной фотографии»
Настоящим же «отцом подводной фотографии» считается французский гидробиолог Луи Бутан, который оказался талантливым конструктором фотографического снаряжения. В 1892 году он работал в лаборатории, расположенной в заливе Баньюль-сюр-Мэр в Средиземном море. Там Бутан сконструировал первый подводный фотоаппарат, взяв за основу обычную фотокамеру «Детектив», и, разместив ее, в герметичном медном футляре с застекленными отверстиями под видоискатель и объектив.
Кожух камеры был соединен специальным шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при увеличении давления воды поступал в камеру. Таким образом, обеспечивалась устойчивость камеры против давления. Для замены фотопластинки и заводки затвора камеры использовался особый рычажок на внешней стороне футляра. Такое нехитрое изобретение позволяло Бутану делать шесть снимков подряд на стеклянные пластинки без необходимости подъема на поверхность. В 1893 году французский гидробиолог надел свой водолазный скафандр, опустился в морские воды и сделал свои первые подводные фотографии средиземноморского краба.
Понимая, какие перспективы открывались перед исследователем морских глубин благодаря подводной фотосъемке, Луи Бутан продолжил свои эксперименты. Уже в 1894 году он создал камеру, которая не изолировалась от морской воды, а впускала ее в себя. Для того, чтобы снизить негативное воздействие соленой морской воды на эмульсию пластинки, он покрыл последнюю специальным лаком. Но в ходе проверки оказалось, что снимки, полученные с помощью новой подводной фотокамеры, очень расплывчатые. Все дело в том, что оптическая система линз не была рассчитана на использование в водной среде, а движение затвора фотоаппарата возмущало воду, что приводило к дополнительным искажениям картинки.
В результате, Бутан вернулся к первоначальному варианту герметичной камеры. При этом фокус объектива он устанавливал еще до погружения и применял постоянное фокусное расстояние 3 – 3,5 метра, предполагая, что наводка на фокус под водой будет просто невозможна. Все это приводило к тому, что даже на незначительных глубинах выдержка доходила до десяти минут.
Французский исследователь Луи Бутан стал первым, кто начал работать с искусственным освещением под водой для проведения фотосъемки. Ему вместе с инженером Шофуром принадлежит изобретение подводной ламповой вспышки. Принцип ее работы заключался в следующем. В герметичную стеклянную колбу, наполненную кислородом, помещали магний и поджигали его с помощью проволоки, соединенной с батареей. Такая стеклянная банка с магнием подвешивалась под водой над фотокамерой. В процессе съемки банки с магнием имели неприятное свойство взрываться, и Бутана в подводном снаряжении несколько раз просто отбрасывало в сторону, но, к счастью, он не пострадал.
В 1899 году Луи Бутан благодаря помощи одной из коммерческих компаний, занимавшейся производством оптических приборов, сумел изготовить две дуговые лампы с угольными электродами. Темной ночью он спустил на глубину 50 метров раму, на которой размещались фотокамера с открытым затвором и дуговые лампы. Сам Бутан остался на поверхности, откуда он включил лампы на десять секунд. После этого рама с аппаратурой была поднята из моря, была проявлена пластинка и получился достаточно хороший, контрастный снимок. Этот первый глубоководный снимок вскоре выставили для всеобщего обозрения.
В 1900 году Луи Бутан опубликовал книгу «Подводные съемки и развитие фотографии» с результатами своих экспериментов и подробным описанием подводного фотографического оборудования. Эта книга стала настоящим учебником для первого поколения подводных фотографов.
У знаменитого французского исследователя появилось множество последователей. Так, в 1913 году в одной из газет появились подводные снимки американского репортера Джона Эрнеста Уильямсона, который использовал камеру своей собственной конструкции. Она имела сферическую форму с застекленными иллюминаторами. Сама камера просто подвешивалась к килю баржи, внутри нее помещался трап. Фотокамера предназначалась для съемок на небольшой глубине, поэтому Уильямсону не требовалась никакая подводная амуниция. Он просто входил в камеру и спускался по трапу на ее дно, дыша обычным атмосферным воздухом.
С помощью такого подводного фотоаппарата Уильямсон заснял нескольких морских рыбок, которые с любопытством подплыли к смотровому стеклу. Позже американский фоторепортер снял на Багамских островах и первый подводный документальный кинофильм под названием «Подводная экспедиция».
Источник: Фотокомок.ру – о фотографии и фототехнике, онлайн фоторедактор (при цитированиии и копировании активная ссылка обязательна)