Раньше, до того, как появилась возможность работы на графическом планшете, я либо делал рисунок полностью в Photoshop с помощью инструментов данного приложения, либо рисовал изображение на бумаге карандашом, обводил фломастером или гелевой ручкой, сканировал с качественным разрешением, а затем раскрашивал в Photoshop. Это безумно неудобно, затратно по времени и даже нелепо с профессиональной точки зрения в мире высоких цифровых технологий. Простой пример, картинку, представленную в данной статье ниже, я нарисовал за 1,5 часа, причем от самой идеи, придумывания образов и компоновки, до графического и цветового воплощения, приданию характера иллюстрации и настроения. В любом другом варианте исполнения, учитывая, что она предназначена для вставки в электронные письма, я бы потратил времени на данное изображение в два раза больше, да и качество было бы значительно хуже.
(все изображения кликабельны)
В данной статье я представил всю методическую последовательность работы над новогодней поздравительной открыткой. На примере представленного рисунка хочется поделиться ощущениями и практическими советами работы на графическом планшете с момента композиционного решения до этапа сохранения изображения. Давайте сделаем сравнение рисование «от руки» и рисования на графическом планшете:
Рисование «от руки» | Рисование на графическом планшете |
1.Этап. Легкими нажатиями на карандаш компонуем все объекты, уточняем пропорции, фон. Специфика первого этапа состоит в работе карандашом с легким нажатием, ведь пропорции, характер, построение изображения не получится с первого раза и пользоваться ластиком приходится чаще. Следовательно, жесткие линии плохо стираются, получается грязь.2.Этап. Обводим понасыщеннее готовое линейное изображение, придаем характер героям, прорисовываем фон. Увеличиваем нажим на карандаш. 3.Этап. Начинаем накладывать светотень. В данном случае изображение выполняется цветными карандашами. Берем более светлые тона необходимых цветов и закрашиваем рисунок. Здесь нельзя сразу работать карандашами в полную силу, иначе получится плоское раскрашенное изображение. Свет, тень, полутон и рефлекс, образующие объем, это разные по тону цветовые пятна. Также, с целью получения, живописной (реалистичной) работы, необходимо смешивать карандаши между собой при наложении. Следовательно, взятый в полный цветовой тон синий карандаш не перекрыть уже желтым, а если стирать – будет грязь. 4.Этап. Затем я взял карандаши других цветов (необходимых для живописного смешивания), а также увеличил тоновую интенсивность изображения в целом (увеличил нажим на карандаш). Здесь задача художника постепенно наращивать тон, придавая объемность изображению и делая плавные цветовые переходы для его большей живописности и реалистичности. 5.Этап. Уточнение светотени изображения в целом, работа над мелкими деталями. Обводка рисунка черным карандашом (фломастером). 6. Этап. Выполнение надписей. Сначала простым карандашом вычерчиваем буквы и цифры, затем раскрашиваем их. 7. Сканирование изображение. Обработка в Photoshop. 8. Сохранение как JPEG изображение. | 1.Этап. Легкими нажатиями на перо компонуем все объекты, уточняем пропорции, рисуем фон. Учитывая специфику первого этапа рисования, выбираем инструмент «карандаш» или «кисть» черного цвета, делаем необходимый процент прозрачности и толщину. Тем самым у нас в руках оказывается «обычный карандаш», но нажимать легко на него нет смысла – легким тоном уже можно компоновать.2.Этап. Обводим понасыщеннее готовое линейное изображение, придаем характер героям, прорисовываем фон. Делаем процент прозрачности выбранного инструмента меньше. 3.Этап. Начинаем накладывать светотень. В данном случае изображение планируется цветным. Тон должен накладываться постепенно, цвет смешиваться грамотно. Сначала настраиваем кисть. К примеру, для красного кафтана Деда мороза я настроил кисть следующим образом: цвет RGB 250,0,0; непрозрачность 50%; круглая, с растушевкой, размер меняется в процессе рисования, т. к. задача равномерно закрасить деталь (полутень). 4.Этап. Затем, я настроил кисть более яркую по тону и сделал тень, кроме красного были добавлены другие цвета, по законам реалистичного рисования обычной живописной работы. Наложил свет и рефлексы. В отличие от работы красками или цветным графическим материалом в рисовании от руки, на компьютере неправильный мазок можно легко удалить, сделав шаг назад (несколько шагов назад, или вообще вернуться к самому началу) или сразу перекрыть цвет, положив нужный, нет необходимости ждать пока цвет подсохнет. Активно работая непрозрачностью кисти, ее характером, смешивая цвета, можно добиться потрясающих результатов в передаче объемности и живописности рисунка. 5.Этап. Уточнение светотени изображения в целом, работа над мелкими деталями. Обводка рисунка черной кистью. Меняя размер кисти, легко заполняются большие поверхности рисунка и уточняются мелкие. Здесь важен тот факт, что инструмент всего один, а размер кончика можно варьировать от 1-2500 пикс. Также можно увеличивать изображение, что делает работу с необходимым элементом проще. Вместо того, чтобы иметь десяток кистей различной формы, размера и материала: плоская, круглая, веер, щетина, колонок, белка, синтетика и т. д., палитру, банку с водой, ластики, карандаши и множество другого материала, достаточно иметь перо графического планшета. Кроме того, в каждом приложении имеется множество фильтров, эффектов, стилей и других эффектных и интересных «примочек», результат от которых невозможно повторить каким-либо инструментом или даже талантом автора с помощью рисования от руки. 6. Этап. Выполнение надписей. Выбираем инструмент «текст», делаем необходимые настройки и печатаем в нужном месте. 7. Рисунок готов. Сохранение его в любом формате, например в JPEG. Так как файл создавался изначально в Photoshope и исходный файл PSD имеется, можно сделать красивую Gif-анимацию, что добавит эффектность поздравительной открытке и выделит ее среди других. |
Для удобства расположите подставку пера так, чтобы она располагалась недалеко от планшета. Подставка для пера позволяет размещать инструмент горизонтально и вертикально. Когда перо не используется, его можно поместить в подставку для пера или на стол. Для сохранности чувствительности наконечника пера, не следует ставить его в стакан для карандашей вертикально на наконечник или на ластик.
Будьте внимательны, перо, оставленное на планшете, влияет на перемещение курсора другими манипуляторами или может препятствовать переключению компьютера в спящий режим, ставьте перо в специальную подставку.
Если говорить о дополнительных инструментах Intuos4, то можно выделить перо Airbrush. Данный инструмент работает подобно ручке-перу, но в нем имеется колесико, дающее дополнительные возможности управления. При надлежащей поддержке со стороны приложения, можно имитировать действие реального аэрографа. Например, наклон Airbrush может приводить к тому, что получаемое при действии пульверизатора изображение удлиняется и постепенно исчезает. Поворот колесика регулирует интенсивность брызг, а нажатие с различной силой на кончик изменяет размер кисти. Держите Airbrush при помощи большого и среднего пальцев. Колесико должно располагаться так, чтобы его было удобно вращать при помощи указательного пальца. Наклоните Airbrush, чтобы подобрать удобное его положение, которое позволит красить и рисовать, используя функцию чувствительности к давлению. Art Pen поддерживает поворот на 360 градусов вокруг оси пера. При рисовании в приложении, поддерживающем функцию чувствительности к повороту, просто вращайте Art Pen, чтобы создавать более узкие или широкие линии. Например, при рисовании можно изменять поворот некруглой кисти, изменяя толщину мазка. В зависимости от выбранных характеристик формы кисти, выставленных в приложении, можно имитировать перья для каллиграфии, широкие маркеры с фетровым кончиком и любые другие кисти или инструменты некруглой формы.
С графическим планшетом можно работать в AutoCAD он выступает как системное координатно-указательное устройство Windows или как Wintab-совместимый дигитайзер. По умолчанию AutoCAD конфигурируется на использование Intuos4 в качестве системного координатно-указательного устройства. При использовании Intuos4 для оцифровки изображения необходимо откалибровать Intuos4 при помощи координатной системы для чертежей на бумаге. Калибровка позволит оцифровывать точки с чертежа на бумаге в соответствующую систему координат файла чертежа.
Дополнительно к перу графического планшета можно приобрести:
Ручка-перо Intuos4 (KP-501E) Чувствительная к нажатию и наклону ручка-перо является многоцелевым инструментом, который можно использовать для рисования, стирания и действий, соответствующих действиям мыши. Простая в использовании кнопка DuoSwitch позволяет запрограммировать две функции. Чувствительное к нажатию перо обладает имеющей сужение эргономичной прорезиненной областью захвата, оптимальным весом и балансом, а также отличной чувствительностью кончика пера, что делает его наиболее естественным в применении рисовальным инструментом.
Мышь Intuos4 (KC-100) Беспроводная, без батареек, пятикнопочная мышь – это идеальный инструмент для решения любых задач, для которых раньше использовалась стандартная мышь. В ней имеется встроенная средняя кнопка и колесо прокрутки, которое можно применять для прокрутки вверх и вниз, или запрограммировать кнопку на выполнение других операций.
Аэрограф Intuos4 (KP-400E) Это настоящий цифровой аэрограф. В аэрографе Intuos4 с функцией чувствительности к нажатию имеется реагирующие на силу нажатия кончик и ластик, функция чувствительности к наклону и колесо прокрутки, которое обеспечивает дополнительный уровень управляемости при работе с цифровыми рисунками.
Чернильное перо Intuos4 (KP-130) Это перо для рисования с функциями чувствительности к нажатию и наклону позволяет ощутить немедленную реакцию на действия при рисовании, как от кончика пера, так и на мониторе компьютера. Чувствительное к нажиму чернильное перо поставляется с чернильными картриджами и двумя полиацетальными наконечниками для рисования без чернил. В нем имеется чувствительный к нажатию кончик, однако, нет ластика и боковых кнопок.
Intuos4 Art Pen (KP-701E) Это специальное перо, позволяющее вращать корпус на 360 градусов и, как и Intuos4 Grip Pen, чувствительное к нажатию и наклону. Сочетание этих возможностей с уникальным остроконечным наконечником делает Intuos4 Art Pen самым реалистичным инструментом, эмулирующим кисти, маркеры и каллиграфические перья.
Классическое перо Intuos4 (KP-300E) Это перо обладает таким же набором функций, что и ручка-перо Intuos4, однако, оно тоньше, поскольку не имеет прорезиненного держателя.
Курсор-лупа Intuos4 (ZC-210) Курсор-лупа, совместимый только с моделями планшетов Intuos4 L и XL, является инструментом для введения точных сведений о координатах. Он идеален для оцифровки изображений, процессов САПР или для приложения векторной графики, в которых точный ввод данных о координатах играет ключевую роль. Перемещаемые линзы можно поворачивать слева направо, создавая наиболее удобное положение для работы.
Если говорить о сложностях работы на графическом планшете, то могу выделить лишь один, и то с точки зрения опыта и профессионализма не такой уж и значительный факт. Не сразу почувствовал себя «как рыба в воде» рисуя на планшете пером и смотря в монитор. Первое время так и норовил взгляд смотреть туда, где водишь пером, как традиционном рисовании на бумагу. Мне понадобилось минут 15, чтобы полностью сосредоточиться на рисунке и освоиться. В конце выполняемой работы я не испытывал каких-либо серьезных трудностей в исполнении рисунка или неудобств. Я полностью перестал пользоваться мышкой и иногда клавиатурой. Сделав заранее настройки планшета, кнопок планшета и пера, я рисовал в свое удовольствие.
Для меня удобство рисования на планшете очевидны, плюсы и строгая необходимость для определенного вида работы тоже. Кроме того количество этапов при рисовании на компьютере меньше, чем при рисовании «от руки». Требуется меньше материальных и физических затрат. Рабочее место аккуратное и качественно-функциональное. На своем личном опыте убедился, что графический планшет – это удобство, качество, красота, эффектность, эффективность и веселье.
Поставив перед собой чашку кофе, не боясь разлить его на только что сделанную работу и испортить результат, я с гордостью любовался на первый в своей жизни рисунок, выполненный на графическом планшете. Мечты они сбываются…
Автор: Беляков Алексей Александрович
Об Авторе: Профессиональный художник, графический дизайнер
Преподаватель изобразительного искусства и дизайна, компьютерной графики. Член Творческого Союза Художников России. Член Международной Федерации художников. Закончил аспирантуру по кафедре «Живописи и композиции». Участник различных региональных и международных научно-практических конференций, круглых столов и семинаров по вопросам улучшения качества художественного и эстетического образования детей. Участник многочисленных персональных и коллективных творческих выставок.
Благодарим компанию Wacom за предоставленное на тестирование оборудование.