Являсь профессиональным художником и графическим дизайнером, всегда хотел лично протестировать графический планшет, чтобы прочувствовать разницу между рисованием «от руки» и «на компьютере», оценить планшет с профессиональной точки зрения, понять на личном опыте все плюсы, минусы и особенности работы с графическим планшетом.
Благодаря компании Wacom такая возможность мне представилась в виде теста графического планшета Intuos4M (РТК-640). На основе оценки работы на графическом планшете, я получил ответы на все интересующие меня вопросы как с точки зрения профессионального художника и дизайнера, так и обычного любителя порисовать для души.
При выборе графического планшета, в первую очередь, необходимо определить его роль, ведь графический планшет может применяться для разных целей: профессиональное рисование (иллюстрации, графический дизайн, web-дизайн, оформление презентаций), любительское рисование (рисунки и шаржи друзьям и близким), как инструмент ввода информации (аналог мышки). Соответственно, подбирать планшет следует исходя из потребностей, соотнося его возможности с желаемым результатом.
После того как вы определились с целью использования графического планшета, необходимо обратить внимание на его общие характеристики.
Здесь важно обратить внимание на следующие моменты:
- габариты планшета, ведь на рабочем месте должны комфортно располагаться все инструменты ввода: планшет, клавиатура и мышка. А если вы профессиональный художник или дизайнер, то, как правило, это еще и место, где выполняются эскизы, предварительные рисунки, поиск идей;
- формат рабочей области планшета (А4, А3 и т. д.). Иногда очень удобно взять заранее подготовленный рисунок или иллюстрацию стандартного размера, положить на графический планшет и обрисовать содержимое, с экономя массу времени;
- соотношение сторон особенно важно в том случае если у компьютера несколько мониторов;
- координатное разрешение влияет на качество рисуемых объектов. Ведь рисунок может создаваться для полиграфии, наружной рекламы, web-дизайна. Координатное разрешение тестируемого планшета 200 линий/мм (5080 линий на дюйм), что хорошо подходит для многих носителей рекламы;
- диапазон наклона перьев важен с точки зрения художественной выразительности рисунка. Работа линией и пятном, где важен нажим, толщина и характер линии, пятна, штриха, мазка;
- высота считывания (высота чувствительности пера к рабочей поверхности планшета, к примеру у модели Intuos4M РТК-640 эта цифра составляет 10мм.). Очень удобно, когда реакция отображения какого-либо действия пера на экране монитора высокая, это значительно экономит время затраченное на выполнение изображения и делает его более качественным;
- интерфейс связи USB. Важность наличия несколько портов USB в компьютере уже не обсуждается;
- длина кабеля.
Для профессионалов также важны такие параметры как:
- погрешность пера. Что влияет на качество изображения. Хотя в тестируемой модели это значение всего +/- 0,25 мм, что не влияет особо на качество рисунка. Здесь выходит на первый план скорее умение самого автора делать четкий рисунок;
- погрешность мыши. Также влияет на качество изображение, в тестируемой модели это значение +/- 0,5 мм;
- максимальная скорость отслеживания. Это скорость обработки данных полученных от кончика пера при рисовании за 1 сек, требуется для очень качественной прорисовки и детализации изображения. На тестируемой модели данное значение равно 200 точек в секунду. Т.е., если мы за 1 сек. проведем линию равную 1см, то данные 200 точек равномерно путем сглаживания распределятся на 1 см.
Из эргономических свойств полезным оказалось то, что возможна настройка ориентации планшета, т. е. графический планшет предназначен для работы как правой, так и левой рукой. В комплект графического планшета должны входить: CD-диск (руководство), планшет, перо, сменные наконечники для пера разного назначения и типа, подставка для пера, шнур USB. Для каждой модели комплект может немного отличаться.
На самом корпусе планшета имеются клавиши ExpressKeys. У модели Intuos4M таких кнопок шесть. Клавиши ExpressKeys могут использоваться по отдельности или в сочетаниях. Кроме того, они могут использоваться вместе с другими инструментами ввода планшета Intuos4M. Таким образом, держа перо в рабочей руке, второй рукой можно выбирать инструменты. Инструменты ввода для тестируемого планшета Intuos4M являются беспроводными и работают без элементов питания. Каждый инструмент имеет уникальный идентификатор инструмента, который позволяет работать с несколькими инструментами, настраивая каждый из них по-своему.
Зачем в практической деятельности клавиши ExpressKeys? Работая в любом графическом редакторе, даже самом простом, для удобства и быстроты выполнения рисунка, вставки или написания текста, мы используем привычные нам комбинации клавиш на клавиатуре, «горячие клавиши», настраиваем клавиатуру и мышку «под себя». Как правило, это ограниченное количество комбинаций, в основном в них задействованы модифицирующие клавиши (Ctrl, Shift, Alt). Следовательно, клавиши ExpressKeys и две кнопки на пере можно запрограммировать на выполнение требуемых действий и операций, причем это можно сделать для каждого конкретного приложения (Photoshop, Illustrator и т.д.). Например, может понадобиться настроить кончик пера как твердый в одном приложении и как мягкий – в другом. При создании параметров для отдельных приложений создается отдельная группа настроек для выбранного инструмента или приложения. Лично я настроил планшет, так как мне удобно, выбрав для каждого приложения свои настройки, оказалось очень важно, когда ты минимально задействуешь клавиатуру, либо вообще работаешь только с планшетом и пером, причем используя перо не только для рисования, но и как мышку для навигации.
Для любого человека, который любит рисовать, а особенно для профессионала важны графические возможности используемого инструмента. Я, как профессиональный художник, знаю выразительные возможности всех графических и живописных материалов, применяемых в изобразительном искусстве. Иногда мне нужно нарисовать простое плоское контурное изображение, иногда объемное с передачей светотени, графическую или живописную работу, сымитировать карандаш, тушь, фломастеры или акварель, масло, гуашь, работать в смешенной технике. Перо графического планшета со сменными наконечниками плюс возможности графических редакторов, в частности Photoshop дает возможность в одном инструменте сочетать возможности остальных. На лицо и экономия места на рабочем столе, его порядок, ведь комфортабельное рабочее место снижает утомляемость.
В составе тестируемого планшета Intuos4M РТК-640 имеется 10 сменных наконечников:
- 5 стандартных наконечников, черных;
- 1 гибкий наконечник, белый и черный;
- 1 штриховой наконечник, белый;
- 3 жестких войлочных наконечника, серые.
Известно, что основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются линия и пятно. Когда я работал с пером в рабочей области планшета, я использовал следующие основные приемы: указание, щелчок, двойной щелчок, перетаскивание, линия и пятно. Т. е. использовал перо для выбора необходимого инструмента в приложении, его настроек и непосредственно рисования изображения, как обычным карандашом или кистью. В пере, как инструменте рисования, я для себя не вывел ничего особенного, эргономические и изобразительные требования ничем не отличаются от обычного карандаша или кисти. Главное здесь не бояться инструмента, т. к. перед вами такой же лист бумаги как и всегда (рабочее прямоугольное пространство планшета), а в руках перо похожее на обычную ручку или маркер. Единственное отличие пера от традиционного инструмента рисования в наличие на нем кнопки DuoSwitch. Просто возьмите в руку перо так, чтобы кнопка DuoSwitch была расположена удобно, то есть так, чтобы ее можно было нажимать большим или указательным пальцем, однако чтобы не нажать на нее случайно во время рисования. Как я уже говорил в описании характеристики планшета перо можно наклонять под определенным углом. Это позволяет удобно держать перо как обычный инструмент рисования, а также контролировать толщину и интенсивность линии, штриха и мазка. Чем ниже вы наклоняете перо, тем линия или пятно становится шире, чем сильнее нажимаете, тем изображаемое становится интенсивнее. Если вы хотите провести тонкую легкую линию, то следует держать перо перпендикулярно рабочей поверхности и нажимать на него слабо. При рисовании сложных объемных рисунков необходимо использовать наклон для регулировки формы и толщины получаемой линии. Это напоминает работу с аэрографом, при которой используется наклон. В некоторых приложениях, изменяя наклон, можно регулировать такие параметры кисти, как ширина, цвет и прозрачность. Например, если в Adobe Photoshop настроить параметр кисти Shape Dynamics на чувствительность к наклону (Pen Tilt), то наклон пера приводит к более вытянутому мазку. Это имитирует эффекты струи аэрографа, которая направлена под углом к поверхности изображения.
Иногда в процессе рисования я часто использую ластик, а это получается уже два рабочих инструмента. Перо графического планшета это прототип карандаша с ластиком наверху, одной стороной рисуешь, другой стираешь. Мне было удобно рисовать и стирать одной рукой, вторая всегда находилась на горячих клавишах, тем самым скорость выполнения рисунка увеличилась. И что немало важно нет катышков, которые при традиционном рисовании остаются на всем столе.
Сравнив два способа рисования: традиционное и на графическом планшете, я пришел к выводу, что существенной разницы между ними нет. Есть только специфика, особенности каждого способа и цель последующего применения нарисованного изображения. Согласитесь, что если Ваша цель нарисовать поздравительную открытку, чтобы затем послать ее по интернету, выложить на каком-нибудь web-ресурсе или рисунок предназначен для интернет сайта, то целесообразнее и удобнее выполнять рисунок сразу на компьютере с помощью графического планшета. Также, если вы работаете в области графического дизайна и выполняете рисунки для различных полиграфических поверхностей и для других видов рекламы, то здесь тоже целесообразнее сразу рисовать на графическом планшете с поддержкой качественного разрешения. Это экономит массу времени и отражается на качестве изображения, так как не приходится рисовать его от руки, сканировать и затем обрабатывать в Lightroom, CameraRaw, Photoshop и т. д.
(Продолжение следует)
Автор: Беляков Алексей Александрович
Об Авторе: Профессиональный художник, графический дизайнер
Преподаватель изобразительного искусства и дизайна, компьютерной графики. Член Творческого Союза Художников России. Член Международной Федерации художников. Закончил аспирантуру по кафедре «Живописи и композиции». Участник различных региональных и международных научно-практических конференций, круглых столов и семинаров по вопросам улучшения качества художественного и эстетического образования детей. Участник многочисленных персональных и коллективных творческих выставок.