История технического приема называемого коллаж, от французского слова collage наклеивание, своими корнями уходит в глубину веков, ведь первые аппликации (коллажи) известны нам, начиная уже с III века. Хотя это и были банально высушенные и наклеенные на папирус листья и цветы различных растений, но они и есть прародители целого направления в современном изобразительном искусстве.

Итак, хрестоматийное определение коллажа — технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Несмотря на то, что работа с засушенными цветами и листьями известна многим культурам на Земле с давних времен, коллаж как самостоятельное направление смог выделится только ближе к концу XIX, началу XX века. Например, известно, что Пикассо часто использовал обрывки газет, различные этикетки для придания своим картинам большей выразительности. А Жорж Брак, один из основоположников «кубизма», использовал натуральные предметы, такие как монеты, для своих полотен. Основными назначениями коллажа считаются — получение неожиданных эффектов от сочетания различного рода природных и неприродных материалов и придание особой эмоциональной насыщенности полотнам, при помощи вещей обычно не используемых в рамках традиционного изобразительного искусства.

Говорят, что современный мир сошел с ума от фотографии, и если внимательно оглянуться вокруг, то фотографию можно увидеть везде, начиная от удостоверения личности, заканчивая галереями современного искусства. Конечно, доступность фототехники и бурный рост цифровых технологий сыграли здесь свою положительную роль, сделали фотоискусство поистине народным занятием, доступным каждому. Под влиянием модных тенденций традиционный коллаж трансформировался и постепенно родился отдельный стиль — фотоколлаж, как один из видов современного изобразительного искусства.

black2Фотоколлаж — произвольное объединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой изображений, в одной фотографии. Самым простым способом создания фотоколлажа является совмещение изображений — аналогия с аппликацией, то есть просто вырезаем понравившиеся нам части различных фото и наклеиваем их на любую основу. Если читатель знаком с понятием композиция, то здесь можно применить эти знания целиком, если же нет, то можно все наклеить хаотично и тоже получится коллаж, но без особой смысловой нагрузки. Многим кажется, такой способ примитивным и многие пробуют свои силы в нем. Конечно, для того чтобы не прослыть дилетантом, нужно изучить историю фотоколлажа, познакомиться с работами признанных мастеров, приобрести определенные навыки. И необходимо помнить — в данном направлении грань между настоящим искусством и «поделками» очень тонкая, и новичку нелегко сразу понять и разобраться, что к чему.

Cоветский плакат «Делай больше танков!»
Cоветский плакат «Делай больше танков!»

Фотоколлаж, как и многие другие самостоятельные виды изобразительного искусства имеют свои жанры, среди многих хотелось бы выделить два — плакатный и журнальный. Плакатный жанр был популярен в начале и середине прошлого века, и имел распространение по всему миру, включая закрытую страну — СССР. В основном это были плакаты пропагандистского направления, например — знаменитый советский плакат «Делай больше танков!», на котором был коллаж из лиц рабочих, задним фоном служило черно-белое фото индустриального города, а на переднем плане были фото танков и самолетов. На Западе так же были свои шедевры фотоколлажа, например «Так делают доллары», на котором по изображению доллара США ползали вверх и вниз люди в костюмах буржуа.

Коллаж Джона Хартфилда. Так делают доллары, 1931 г
Коллаж Джона Хартфилда. Так делают доллары, 1931 г

Журнальный жанр активно использовался, а в некоторых случаях используется и до сих пор, в рекламе различного вида. Если посмотреть «глянцевые» журналы начиная с середины прошлого века, то можно увидеть массу примеров журнального фотоколлажа, это и ранние рекламы «Coca-Cola», «Marlboro», «Ford», и просто какие-то зарисовки из жизни. Недавно на «бигбордах» в Германии, в качестве фона фотохудожники использовали фон из компьютерной игры «Doom», тем самым, привлекая внимание к рекламным плакатам у определенной группы людей.

Несмотря на то, что фотоколлаж сравнительно молодой вид изобразительного искусства, здесь уже есть свои признанные мэтры. Среди них есть и наш соотечественник — Александр Родченко, известный своими экспериментами с ракурсом и точками фотосъемки. Его именем названа «Московская школа фотографии и мультимедиа», а руководит ею внук А. Родченко, А. Н. Лаврентьев. Одним из ярких представителей Запада, в жанре фотоколлаж можно отметить Джона Хартфильда. Он был членом группы «Дада» и яростным борцом с фашизмом. Его фотоколлажи входят в мировой золотой фонд жанра и являются хрестоматийными. Современные фотохудожники тоже отличаются оригинальностью и, отдавая дань великому искусству, отмечаются в жанре фотоколлажа. Например, группа Депеш Мод, создала обложку для одной из своих пластинок целиком и полностью из фотографий присланных им поклонниками. На крупном плане видны все участники группы, но при многократном увеличении можно рассмотреть отдельные фото.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь