История технического приема называемого коллаж, от французского слова collage – наклеивание, своими корнями уходит в глубину веков, ведь первые аппликации (коллажи) известны нам, начиная уже с III века. Хотя это и были банально высушенные и наклеенные на папирус листья и цветы различных растений, но они и есть прародители целого направления в современном изобразительном искусстве.
Итак, хрестоматийное определение коллажа – технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Несмотря на то, что работа с засушенными цветами и листьями известна многим культурам на Земле с давних времен, коллаж как самостоятельное направление смог выделится только ближе к концу XIX, началу XX века. Например, известно, что Пикассо часто использовал обрывки газет, различные этикетки для придания своим картинам большей выразительности. А Жорж Брак, один из основоположников «кубизма», использовал натуральные предметы, такие как монеты, для своих полотен. Основными назначениями коллажа считаются – получение неожиданных эффектов от сочетания различного рода природных и неприродных материалов и придание особой эмоциональной насыщенности полотнам, при помощи вещей обычно не используемых в рамках традиционного изобразительного искусства.
Говорят, что современный мир сошел с ума от фотографии, и если внимательно оглянуться вокруг, то фотографию можно увидеть везде, начиная от удостоверения личности, заканчивая галереями современного искусства. Конечно, доступность фототехники и бурный рост цифровых технологий сыграли здесь свою положительную роль, сделали фотоискусство поистине народным занятием, доступным каждому. Под влиянием модных тенденций традиционный коллаж трансформировался и постепенно родился отдельный стиль – фотоколлаж, как один из видов современного изобразительного искусства.
Фотоколлаж – произвольное объединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой изображений, в одной фотографии. Самым простым способом создания фотоколлажа является совмещение изображений – аналогия с аппликацией, то есть просто вырезаем понравившиеся нам части различных фото и наклеиваем их на любую основу. Если читатель знаком с понятием композиция, то здесь можно применить эти знания целиком, если же нет, то можно все наклеить хаотично и тоже получится коллаж, но без особой смысловой нагрузки. Многим кажется, такой способ примитивным и многие пробуют свои силы в нем. Конечно, для того чтобы не прослыть дилетантом, нужно изучить историю фотоколлажа, познакомиться с работами признанных мастеров, приобрести определенные навыки. И необходимо помнить – в данном направлении грань между настоящим искусством и «поделками» очень тонкая, и новичку нелегко сразу понять и разобраться, что к чему.
Фотоколлаж, как и многие другие самостоятельные виды изобразительного искусства имеют свои жанры, среди многих хотелось бы выделить два – плакатный и журнальный. Плакатный жанр был популярен в начале и середине прошлого века, и имел распространение по всему миру, включая закрытую страну – СССР. В основном это были плакаты пропагандистского направления, например – знаменитый советский плакат «Делай больше танков!», на котором был коллаж из лиц рабочих, задним фоном служило черно-белое фото индустриального города, а на переднем плане были фото танков и самолетов. На Западе так же были свои шедевры фотоколлажа, например «Так делают доллары», на котором по изображению доллара США ползали вверх и вниз люди в костюмах буржуа.
Журнальный жанр активно использовался, а в некоторых случаях используется и до сих пор, в рекламе различного вида. Если посмотреть «глянцевые» журналы начиная с середины прошлого века, то можно увидеть массу примеров журнального фотоколлажа, это и ранние рекламы «Coca-Cola», «Marlboro», «Ford», и просто какие-то зарисовки из жизни. Недавно на «бигбордах» в Германии, в качестве фона фотохудожники использовали фон из компьютерной игры «Doom», тем самым, привлекая внимание к рекламным плакатам у определенной группы людей.
Несмотря на то, что фотоколлаж сравнительно молодой вид изобразительного искусства, здесь уже есть свои признанные мэтры. Среди них есть и наш соотечественник – Александр Родченко, известный своими экспериментами с ракурсом и точками фотосъемки. Его именем названа «Московская школа фотографии и мультимедиа», а руководит ею внук А. Родченко, А. Н. Лаврентьев. Одним из ярких представителей Запада, в жанре фотоколлаж можно отметить Джона Хартфильда. Он был членом группы «Дада» и яростным борцом с фашизмом. Его фотоколлажи входят в мировой золотой фонд жанра и являются хрестоматийными. Современные фотохудожники тоже отличаются оригинальностью и, отдавая дань великому искусству, отмечаются в жанре фотоколлажа. Например, группа Депеш Мод, создала обложку для одной из своих пластинок целиком и полностью из фотографий присланных им поклонниками. На крупном плане видны все участники группы, но при многократном увеличении можно рассмотреть отдельные фото.