ДомойЭто интересноФокусировочные экраны в фотографии

Фокусировочные экраны в фотографии

Фокусировочный экран предназначен для облегчения ручной фокусировки. Люди, которые начинали свое знакомство с фотографией еще в пленочные времена, прекрасно знают, для чего нужны фокусировочные экраны. Тем же, кто привык пользоваться цифровой фототехникой с системой автофокусировки, и мало знаком с пленочными камерами, объяснить в двух словах назначение и удобство фокусировочного экрана довольно сложно. Несмотря на присутствие сегодня систем автофокусировки даже в простых цифровых компактных фотоаппаратах, сбрасывать в утиль фокусировочные экраны пока рано. Зачем может потребоваться фокусировочный экран обладателю современной цифровой зеркалке, попробуем разобраться в этой статье.

Назначение фокусировочного экрана

В пленочную эпоху фокусировочным экраном оснащались все зеркальные фотоаппараты. Он являлся элементом фокусировочный системы, располагающимся под пентапризмой зеркальной камеры. Такой экран представляет собой матовую стеклянную пластину, на которую фокусируется картинка, полученная посредством объектива фотоаппарата. На матовой поверхности объекты, размещающиеся в резкости, становятся еще резче, а то, что находится вне фокуса, получается еще более размытым. Это позволяет использовать фокусировочный экран для более точного наведения на резкость, а также грамотной компоновки кадра.

Фокусировочный экран

Если фокусировка на снимаемый объект произведена верно, то картинка на фокусировочном экране будет резкой. Области же кадра, не попавшие в резкость, становятся размытыми, нечеткими. Таким образом, фокусировочные экраны позволяли обладателю пленочного фотоаппарата вручную точно сфокусировать объектив. Для зеркальных пленочных камер была реализована возможность применять сменные фокусировочные экраны, которые были ориентированы на определенные задачи и виды съемки.

Однако с появлением систем автоматической фокусировки в пленочных аппаратах в 80-е годы прошлого столетия, а затем и цифровой фототехники, фокусировочные экраны постепенно начали терять свою актуальность. Этому способствовало и то, что цифровые зеркальные фотоаппараты начали снабжать ЖК-экранами с системой просмотра изображения в реальном времени LiveView. Тем самым, оптический видоискатель был исключен из процесса визирования, а сама система LiveView позволила облегчить ручную фокусировку и обеспечить необходимую точность наведения на резкость.

Несмотря на все это, многие фотографы продолжают пользоваться фокусировочными экранами на своих цифровых зеркалках. И этому есть разумное объяснение. Штатные экраны современных зеркалок обладают соответствующей разметкой и матированием, рассчитанным на работу с системой автофокусировки. Однако в некоторых специфических условиях съемки, когда требуется практически ювелирное попадание в фокус и достижение точного построения композиции, автоматика зеркальной камеры не справляется.

Изображение в видоискателе до фокусировки
Изображение в видоискателе до фокусировки

И здесь на помощь фотографу приходят сменные фокусировочные экраны, которые до сих пор выпускаются многими ведущими производителями зеркальных аппаратов. Такие экраны обладают композиционной сеткой, разделителем изображения и масштабной шкалой. Кроме того, они способны передавать данные о количестве проходящего света встроенным датчикам экспозамера, располагающимся в пентапризме, где картинка, полученная с фокусировочного экрана переворачивается и затем передается в видоискатель.

Сфокусированное изображение в видоискателе
Сфокусированное изображение в видоискателе

В каких ситуациях обладателю цифровой зеркальной камеры может потребоваться фокусировочный экран? Перечислим основные варианты:

  • В первую очередь, подобные экраны просто незаменимы для тех фотографов, кто часто использует не потерявшие свой актуальности мануальные (неавтофокусные) объективы.
  • Удобство и точность фокусировочного экрана могут быть востребованы в макрофотографии, особенно при съемке в мануальном режиме.
  • В некоторых сложных съемочных ситуациях система автофокусировки цифровой зеркалки может промахиваться или использование автофокуса по ряду причин оказывается затруднено. Соответственно, здесь не будет лишним применение фокусировочного экрана, который позволит фотографу четко определить, когда снимаемый объект находится в фокусе.
  • Фокусировочные экраны хорошо подходят для работы с оптикой светлее f/2.8.

Наконец, не стоит забывать, что некоторые люди любят всячески «тюнинговать» свой фотоаппарат различными аксессуарами и для них покупка качественного экрана будет не лишней. В то же время для тех фотографов, кто снимает исключительно автофокусной оптикой, в приобретении фокусировочного экрана нет особого смысла – точное наведение на резкость им в большинстве случаев обеспечат датчики автофокусировки.

Виды фокусировочных экранов

На сегодняшний день различают несколько видов фокусировочных экранов:

– Фокусировочный экран с клиньями Додена

Такой экран основывается на следующем принципе: картинка, находящаяся не в фокусе зрительно разбивается вдоль вертикальной или горизонтальной оси, она сводится в единое целое, когда снимаемый объект расположен в фокусе. В данном случае область фокусировки представляет собой  окружность в центре матового стекла, которая разделяется линией на две части. Объект, находящийся в зоне клиньев, всегда будет выглядеть резким в кадре. Если же фокусировка произведена неправильно, то линии предмета съемки, пересекающие линию клина, становятся разорванными. Клинья Додена могут быть диагональными, вертикальными или горизонтальными.

Фокусировочный экран с клиньями Додена (Nikon F3)
Фокусировочный экран с клиньями Додена (Nikon F3)

Фокусировочные экраны с клиньями Додена могут применяться в уличной или предметной фотосъемке, однако нужно отметить, что они малопригодны для работы с оптикой темнее f/5,6. Поскольку при закрытии диафрагмы свыше этого значения клинья темнеют, вследствие чего наводить по ним резкость становится уже гораздо сложнее.

– Экран с микропризмой

Тут применяется принцип микропризм: изображение снимаемого объекта, который находится вне фокуса, выглядит на фокусировочном экране мозаичным, а когда объект находится в фокусе, эта мозаичность просто визуально устраняется. Экран с микропризмой дает возможность наводить на резкость и по вертикальным, и по горизонтальным контрастным линиям снимаемого предмета.

– Матовый фокусировочный экран

Подобными экранами с лазерным матированием по умолчанию оснащаются практически все современные зеркальные камеры от ведущих производителей. Тут попадание объекта съемки оценивается по всему полю кадра, но без той точности, которая обеспечивается клиньями Додена или микропризмами.

prism

– Сверхточный матированный экран

Матовый сверхточный экран удобно использовать для работы с оптикой светлее f/2.8. Суть проста: картинка вне фокуса специально размывается экраном, что предоставляет фотографу возможность точно оценивать попадание объекта съемки в фокус. Такой экран трудно использовать с объективами темнее f/2.8, поскольку картинка в  оптическом видоискателе получается излишне зернистой и темной.

Раньше фокусировочные экраны представляли собой лишь матовое стекло, но позже стали изготавливать комбинированные варианты, в которых фокусировочный экран состоит из матового стекла, клиньев Додена и кольца микропризмы. Это обеспечивает более точное наведение на резкость в различных съемочных ситуациях.

Фокусировочный экран и экспозиция

Один из наиболее часто задаваемых вопросов относительно фокусировочных экранов – это оказывает ли экран влияние на экспозицию? Нужно понимать, что датчик экспозамера в цифровых зеркалках располагается за фокусировочным экраном, поэтому при использовании экрана с клиньями Додена, микропризмой и двойным перекрестием точечный замер по центру будет работать не без ошибок. Но если привязать точечный замер не к центральной точке системы автофокусировки, то таким замером вполне можно пользоваться.

Кроме того, в зеркалках профессионального уровня пользователь может ввести в настройках, чтобы автоматика камеры вводила соответствующую поправку на экспозицию при использовании фокусировочного экрана. С такими экранами не рекомендуется применять оценочный замер из-за большого числа возможных ошибок, вместо него можно воспользоваться центрально-взвешенным усредненным.

Установка и обслуживание

Фокусировочные экраны сегодня выпускаются производителями зеркальных камер в качестве дополнительного аксессуара. Хотя их ассортимент уже не так широк как в пленочные времена, тем не менее, всегда можно найти различные варианты сменных экранов. Оригинальные фокусировочные экраны от компании-производителя камеры обычно не мешают работе системы автофокусировки, но в то же время могут быть несовместимыми с системами экспозамера. Например, компания Canon предлагает пользователям своих зеркальных фотоаппаратов сменные фокусировочные экраны серии EC. В их числе – фокусировочный экран ЕС-А на основе микропризмы, экран EC-B с клиньями Додена и светлый, лазерный матовый экран EС-C IV.

Ист: http://r-s-u.livejournal.com/
Ист: http://r-s-u.livejournal.com/

Альтернативой оригинальным экранам выступают изделия от сторонних производителей, которые отличаются, в первую очередь, большей доступностью. Из известных марок, достойных упоминания, можно отметить KatzEyeOptics, Haoda, Brightscreen и BeattieIntenscreen. Фокусировочные экраны от этих производителей отличаются хорошим качеством и пользуются заслуженной популярностью у увлеченных фотолюбителей.

Для того, чтобы установить фокусировочный экран или заменить его, необходимо разместить фотоаппарат на какой-либо ровной поверхности таким образом, чтобы крепление объектива было вверху. С помощью пинцета, идущего в комплекте с экраном, необходимо потянуть на себя специальный замок, удерживающий экран на положенном ему месте. Рамка, фиксирующая экран, освободиться, при этом важно запомнить, в каком месте располагается монтажный выступ на самом экране – с левой или правой стороны.

Фокусировочный экран должен устанавливаться в том же положении монтажного выступа. Далее нужно аккуратно вынуть экран из фотоаппарата, уцепившись пинцетом за этот выступ. Установка нового экрана в зеркалку осуществляется следующим образом. Пинцетом экран берется за монтажный выступ и вставляется в рамку в фотокамере в заданном положении. Затем следует поднять пинцетом фиксирующую рамку и прижать ее до характерного щелчка.

В завершение необходимо зайти в настройки цифровой зеркалки и указать автоматике камеры новый тип установленного экрана. С оригинальными экранами, как правило, не возникает никаких проблем при установке, а вот с изделиями от сторонних производителей в некоторых случаях приходиться немного помучиться – иногда для обеспечения правильной установки и «притирки» экрана даже требуется добавление специальных прокладок.

Напоследок, стоит сказать пару слов об уходе за фокусировочными экранами. Поскольку такой экран располагается под пентапризмой зеркального фотоаппарата, на него пыль попадает даже чаще, чем на светочувствительный датчик. Хотя это никак не сказывается на качестве фотоизображений, однако смотреть через загрязненный оптический видоискатель не слишком приятно. С фокусировочными экранами необходимо обращаться предельно аккуратно и с известной степенью осторожности. Вынимать из фотоаппарата его следует только специальным пинцетом, к экрану не стоит прикасаться руками, а тем более, размещать его на какой-либо грязной или абразивной поверхности. Очистку фокусировочного экрана от пыли следует производить не с помощью кисточки или баллона со сжатым газом, а посредством сдувания пыли специальной грушей, не прикасаясь при этом к самому экрану.

 Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. То, что на рисунке-схеме обозначено как “матовое стекло”, больше похоже на линзу френеля, о которой почему-то не рассказано. ???
    Ну и не помешало-бы сказать, что фокусировочные стекла применялись и применяются не только на зеркальных камерах.
    А вообще полезная и легкоусвояемая статья!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ