Фотовыставка с таким названием открыта сейчас в музейном пространстве Винзавода. Ее представляет знаменитая Frolov Gallery при поддержке Фонда Бориса Смелова. На выставке – полсотни авторских работ из основной коллекции лучших отпечатков, отобранных еще при жизни самим Смеловым. «Избранное» – как дань памяти известному и талантливому человеку, с момента странной и неожиданной смерти которого прошло 15 лет.
Борис Смелов родился в 1951-м в Ленинграде, а умер спустя 47 лет в Санкт-Петербурге. В его фотографиях, как в биографии, соединились прожитые года, встреченные люди, выхваченные моменты из истории одного и того же города – менявшегося, но так и не изменившегося. Петербург у Смелова разный, и в то же время один: с тем неповторимым духом и красоты, и нищеты, и открытости, и загадочности…
Смелов работал в разных жанрах – он считается одинаково сильным мастером пейзажа, портрета, натюрморта. Но все же он сам предпочитал говорить не о жанрах, а о теме. И снимал Смелов, по его словам, «свой город». Этот город на фотографиях Смелова часто называют городом Достоевского, городом-призраком, городом теней, чувств, воспоминаний, образов. Именно за эту «достоевщину» закрыли первую персональную выставку фотографа в 1976 году в Выборгском Доме культуры. Закрыли через несколько часов после открытия. Более того, из-за скандала с выставкой, которая не совсем, если не сказать, что совсем не вписывала город на Неве в «положительный» социалистический облик, полностью сменили руководство Выборгского фотоклуба. Так и не развернувшаяся первая экспозиция, которую спецслужбы зачислили в разряд «диссидентских» выпадов, закрыла для Смелова участие в любых официальных фотомероприятиях в СССР. Так что долгое время судьба его творчества в нашей стране была нелегальной и ограничивалась рамками квартирных фотопоказов.
Но талант, как вода, рано или поздно просачивается за ограниченные пределы. В 1977 году серия репортажных фотографий Бориса Смелова попала на XI Международный салон фотоискусства в Бухаресте, и автор получил за нее Золотую медаль. Работы Смелова не раз включались в зарубежные выставки.
Серьезная выставочная деятельность в нашей стране началась для Смелова после перестройки. Его увидели, узнали… Но, наверное, настоящее признание, как это часто, к сожалению, бывает с неординарными людьми, он получил уже после своей смерти.
В 2006 году в петербургском Арт-центре «Пушкинская, 10» была организована крупная персональная выставка мастера под названием «Неизвестный Смелов». В 2009 году ретроспективная выставка Бориса Смелова проходила в музее, считающимся главным в нашей стране – Государственном Эрмитаже. Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, автор концепции и куратор той выставки назвал творчество этого фотографа «самым ценным и ярким явлением петербургской культуры 70-90-х гг. с Петербургом связанным, Петербургу посвященным и Петербургом определенным, но при этом выходящим на международный уровень, так как его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии».
В 2009 году в Германии издательством «Kerber» был выпущен «смеловский» фотоальбом, вобравший в себя 332 иллюстрации и ставший своего рода пособием: сейчас он продается в ведущих магазинах Европы и США, специализирующихся на книгах по искусству….
Сам о себе Борис Смелов в свое время говорил так: «Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Но вместе с тем, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и потом, порой, спустя годы, я вдруг видел их воочию. И счастье, если в такие моменты камера и пленка были со мной…»
Смелов – один из тех «интеллектуальных» фотографов, для которых вопрос образования был очень важным. «Человек, – по его словам, – должен с легкостью ориентироваться в истории искусств, чтобы творить новую историю. Знать прошлое художник должен, может быть, даже лучше, чем настоящее, которое он может воспринимать на интуитивном уровне. Культура автора всегда так или иначе проявляется в его произведениях. И, думаю, без любви к философии Достоевского, живописи Ван-Гога, музыке Моцарта не только я сам, но и мои работы были бы беднее…»
Выставка на Винзаводе заканчивается 20 января. Возможность увидеть «Избранное» еще есть. Точный адрес: Москва, Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., дом 1, стр. 6, подъезд 22. Выставка открыта с 12:00 до 20:00, кроме понедельника. Вход свободный.
Подготовила
Катерина Кудрявцева