С некоторых пор стало невозможно отрицать роль фотографий, снятых на смартфон как в повседневной жизни, так и в реалиях мира профессиональной фотографии. Разнообразные споры на эту тему разделяют нас на сторонников этого явления, способствующих его развитию и тех, кто отказываются признать его важность. Как бы мы к этому не относились, доказательства важности этого явления всегда у нас на глазах.
Безусловно, не все являются профессиональными фотографами. Однако, все могут фотографировать. Включая во внимание увеличивающиеся число владельцев смартфонов, количество хороших фотографов вероятно превысит допустимый передел…
10 июня были озвучены лауреаты премии Iphone Photography Awards. С 2007 года, этот конкурс воздает почести наилучшим снимкам, сделанным с помощью Iphone. Финалисты из 17 стран мира (Канады, Франции, Германии, Гон-Гонка, Ирланлии, Израиля, Италии, Мексики, Румынии, России…) отличились как минимум в 17 различных категориях, среди которых Искусство, Цветы, Путешествия, Архитектура, Дети, Еда, Новости, Сезоны, Закаты, Деревья… Разумеется, этот конкурс – лишь один из многих уже существующих и использующих такой подход. Однако бесспорен тот факт, что работы наделены как высоким качеством своего содержания, так и наличием у фотографов определенного взгляда на мир.
Итак, как же относится к этому явлению XXI столетия? Не обращать внимания? Раскритиковать? Признать таланты?
Международный фестиваль Visapourl’image, который с 1989 года защищает права и признает таланты фотожурналистов со всего мира, также признали эту категорию фотографов. После многочисленной критики по поводу этой новой категории фотографии, вызывающей весьма острую реакцию, в этом году на фестивале была предложено экспозиция под названием «Amateursonthespot». Сущность мероприятия в его названии: «Любители решили воплотить мечту фотожурналистов, фотографируя невероятные образы? Вовремя оказаться в нужном месте — вот что привлекает большинство фоторепортеров. Мечта сделать уникальный снимок, впервые запечатлеть какое-то событие, поражающее воображение и переданное по всему миру.
До 2001 года, журналисты и пресса были объединены данной парадигмой.
Но с тех пор, 6 миллиардов человек вооружились камерами и подключились к социальным сетям. Где бы на планете не происходило какое-то событие, с этого момента там всегда окажется свидетель, способный сделать «первый снимок» и передать его в массы.
Цунами в Банада-Ачехе, террористические акты в Лондоне, Абу-Грейб, иранская революция, арабская весна, смерть Кадафи или недавняя война в Сирии – именно любительские снимки данных происшествий первыми поразили сознание зрителя.