Ночь. Время, когда тени начинают свою жизнь. Когда шорохи звучат громче. Когда огни светятся ярче. Время, когда суеты становится всё меньше. А неразличимых красок всё больше. Но и это время, которое скорее слышится и чувствуется, может видеться. Видеться на фотобумаге. Фотографии ночных мгновений появятся на Болотной набережной. Пятого сентября в Фотогалерее имени братьев Люмьер откроется выставка «Венди Пэтон. Лики Ночи. Wendy Paton. Visages de Nuit».
Всемирно известный фотограф Венди Пэтон начинала свой путь к ночным фотообразам с работы вполне дневной. С пяти лет Пэтон увлеклась конным спортом. В четырнадцать занималась им уже профессионально. В двадцать один работала конным тренером. В двадцать три выиграла первые скачки на ипподроме Гошен (Goshen). А к тридцати годам её собственное стадо принесло ей доход в один миллион долларов. Но, как говорит Венди, «я всегда знала, что есть две вещи, которые должна сделать в жизни. Первая моя мечта была связана с лошадьми, вторая – с художественным самовыражением». Беря барьеры верхом, Пэтон постепенно начала брать в руки фотоаппарат. И в результате сменила карьеру наездницы и конного тренера на камеру, плёнку и ночные фотопохождения.
Фотографии Пэтон обучалась в Международном Центре Фотографии (International Center of Photography) в Нью-Йорке. Нюансы ручной печати Вэнди постигала под руководством Чака Келтона (Chuck Kelton), деталям «обнажённой» фотографии училась у Люсьена Клерга (Lucien Clergue), а штрихам ночной съёмки – у знаменитого фотографа пейзажиста Майкла Кенны (Michael Kenna). Впервые увидев работы фотографа на выставке в Лос-Анджелесе в 2003 году, Пэтон записалась на мастер-класс Кенны, который проходил во Франции. «Тогда я изучала все необходимые технические детали ночной фотографии, съёмки при низком освещении», – вспоминает Пэтон.
Через цвет в фотографии и «дневных» людей Пэтон постепенно пришла к чёрно-белым изображениям и ночным сценам. После девяностых фотограф приходит собственному стилю. Чёрно-белые снимки – контраст одного цвета и его отсутствия. Чередование чётких и размытых изображений. Люди, как бы выхваченные из пробегающего мгновения. Толпы и одиночки. Детали и общее ощущение. Всё это становится визитной карточкой Венди Пэтон.
Фотографировала и фотографирует Пэтон только на плёнку. Начав с малоформатного однообъективного Canon AE1, Вэнди пришла к Leica M7. Камере, последней из магикан, последней плёночной модели в линейке фотоаппаратов немецкой компании Leica Camera AG.
Объектив Пэтон использует только один – классический «фикс» – 50 мм. Отсутствие зума позволяет ей не оставаться в стороне. Подходить как можно ближе. Окунаться полностью в происходящее. Снимать как бы изнутри. Ловить не форму, а содержание.
«Для меня фотография означает концентрацию на объекте и удаление индивидуальных наслоений, пока я не достигну самой сущности, – говорит Пэтон, – это может быть момент, когда я нажимаю затвор, проявляю пленку, печатаю фотографию или сочетание всех трех процессов».
Серию «Лики Ночи» Венди Пэтон начала снимать ещё в 2006 году. Впервые работы были показаны на выставке «Ключи к идентификации» (Clues To Identity) в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке. В 2010 году последовала персональная выставка – в галерее Sous Les Etoiles. Затем – выставка «Американские портреты» (American Portraits) в галерее Focus (Кёльн, Германия). По мотивам ночных фоторабот даже была издана монография «Лики Ночи» в издательстве Kehrer Verlag (Германия).
В рамках московской выставки запланирована встреча с Венди Пэтон. Событие пройдёт в день открытия выставки – 5 сентября, в 19.00. На встрече фотограф расскажет о нюансах и трудностях ночной съёмки и техниках печати. Расскажет «ночной снайпер» и о своей одноимённой монографии. Также на встрече будет показан документальный фильм, посвящённый работе Пэтон в собственной студии в городе, который еще называют Большим яблоком.
Выставка пройдёт с 5 сентября по 7 октября в Галерее имени братьев Люмьер по адресу: Москва, Болотная набережная, дом 3, стр. 1. Время работы – с 12.00 до 21.00 (вторник-пятница); с 11.00 до 21.00 (суббота, воскресенье), выходной – понедельник. Стоимость билета – 250 рублей. Студенты и учащиеся могут попасть на выставку заплатив 150 рублей. Пенсионеры – 190 рублей. Цена билета на встречу с Венди Пэтон – 350 рублей (общий) и 300 рублей (льготный). При этом в стоимость входит бесплатное посещение не только выставки «Лики Ночи», но и персональной выставки Владимира Антощенкова «Петербург. Urban Classic» и коллективной выставки «МЫ. Люди страны. Лучшие фотографии XX века».
Телефон для справок – 8 (495) 228-98-78.
Подготовила Катерина Кудрявцева